Главная Культура 12:22 19 Октября 2022 3140
На татарском музыкальном языке

В Москве прозвучали новые партитуры Рашида Калимуллина

Сергей Бирюков
Осенние творческие вечера Рашида Калимуллина в Москве становятся традицией. Фото автора

Похоже, мы становимся свидетелями рождения новой традиции – осенних творческих отчетов в Москве одного из самых знаменитых современных российских композиторов Рашида Калимуллина. Причем музыка этого мастера, любимая и востребованная как в его родном Татарстане, так и далеко за пределами республики, в том числе за границами России, одинаково естественно дышит в самых разных пространствах. В прошлом году это была молодежная площадка – ДК Московского энергетического института, в нынешнем – одна из элитных академических сцен: Малый зал концертного комплекса «Зарядье».

То, что речь не просто об авторских концертах, а именно об отчетах, доказывается включением в программу премьерных работ. Калимуллин принадлежит к числу наиболее продуктивных отечественных композиторов, и каждый год к без того внушительному списку его сочинений (опера «Крик кукушки», этно-мюзикл «Дети белого солнца», 9 симфоний, 13 концертов для различных инструментов с оркестром – вот только основные из них) прибавляются новые названия. Например, Ария для сопрано, баритона и оркестра, которой татарстанские музыканты – вокалисты Эльза Исламова, Альберт Жалилов и оркестр Центра современной музыки Софии Губайдулиной под руководством Анны Гулишамбаровой – открыли свое нынешнее выступление в Москве. Даже если бы мне почему-либо не сообщили имени автора (хотя, конечно же, постоянная ведущая концертов Калимуллина, обозревательница радио «Орфей» Самира Латып методично делала это во вступительном слове к каждому номеру программы), я, на протяжении сорока лет следящий за творчеством Калимуллина, думаю, с первых тактов понял бы, кому принадлежит эта возвышенно-гимническая и вместе с тем душевно-теплая мелодия, написанная без слов, но явно татарским интонационным языком и разработанная в многоголосный (оркестр здесь тоже чрезвычайно певуч) вокализ.

Открытость самому широкому кругу слушателей – корневое свойство музыки Калимуллина, и оттого, что бы он ни брался писать – симфонию, сюиту, инструментальный концерт (список форм можно продолжить), – всякий раз это выливается в панораму ярко образных, почти видимых картин. Таким предстал и новый оркестровый цикл композитора «Алтайские пейзажи», про который сам автор говорит, что хотел сплести здесь в многокрасочный узор интонации разнообразной национальной природы – телеутские, шорские, русские: плод творчества всех тех народов, которых объединила любовь и тяга к уникальному краю – Алтаю. Однако это не буквальный этнографизм: например, во флейтовой романсовой мелодии из части, названной «Зеркало Алтын-кол» (тюркское наименование Телецкого озера), в эксцентричном марше низких духовых («Долина Чолышман. Священный камень шамана»), в вольно текущей струнной кантилене («Катунь – дочь Алтая») и других музыкальных зарисовках этой партитуры мне услышалось влияние такого мирового стилистического явления, как минимализм. Что лишний раз свидетельствует: Калимуллин, при всей своей приверженности многовековым традиционным основам музыки, – остро современный художник.

Образцами этой остроты композиторского слуха предстали и сочинения, уже давно и прочно полюбившиеся публике – Концерт для скрипки с оркестром, в котором темпераментно солировал постоянный московский партнер Калимуллина Станислав Малышев, и, конечно же, «Симфонические фрески» – самая, наверное, известная партитура композитора, корнями уходящая в тематизм его эпической оперы «Крик кукушки» (1989) и уже на протяжении более трех десятилетий с успехом исполняемая различными оркестрами мира. Отдадим дань коллективу Центра Софии Губайдулиной (кстати, тоже возникшего два десятилетия назад по инициативе Рашида Фагимовича) и его пассионарной руководительнице Анне Гулишамбаровой: по составу это малый симфонический оркестр, но по яркости и объему звучания он стопроцентно отвечает творческому замыслу сочинителя.

Дирижирует Анна Гулишамбарова

Чуткая Анна прекрасно подстроила тембры оркестра и под голоса вокалистов, которым Калимуллин в этот вечер доверил некоторые из своих лирических песен, тоже чрезвычайно популярных в Татарстане – «Забудь меня», «Яблонька», «Когда же встретимся мы».

Последнее название прозвучало с эстрады Малого зала «Зарядья» символически: публика, явно состоящая далеко не только из представителей татарской диаспоры, но по-московски пестрая, устроила композитору и его исполнителям долгую овацию. Думаю, если всем нам удастся быть в «концертной» форме к следующему октябрю, то каждому на том гипотетическом калимуллинском музыкальном вечере посчастливится увидеть немало знакомых лиц. А может быть, это произойдет и раньше. Ведь прибыл же нынешней весной в Москву аж целый балет Калимуллина «Дети Белого Солнца», причем случилось это усилиями якутских артистов. Музыку Рашида любят и в этом северном крае, и много где еще. Говорят вот, скоро в Барнауле местный симфонический оркестр исполнит «Алтайские пейзажи»…

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36417
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8275
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5027
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4105
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4031
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...