В Москве прозвучали новые партитуры Рашида Калимуллина
Похоже, мы становимся свидетелями рождения новой традиции – осенних творческих отчетов в Москве одного из самых знаменитых современных российских композиторов Рашида Калимуллина. Причем музыка этого мастера, любимая и востребованная как в его родном Татарстане, так и далеко за пределами республики, в том числе за границами России, одинаково естественно дышит в самых разных пространствах. В прошлом году это была молодежная площадка – ДК Московского энергетического института, в нынешнем – одна из элитных академических сцен: Малый зал концертного комплекса «Зарядье».
То, что речь не просто об авторских концертах, а именно об отчетах, доказывается включением в программу премьерных работ. Калимуллин принадлежит к числу наиболее продуктивных отечественных композиторов, и каждый год к без того внушительному списку его сочинений (опера «Крик кукушки», этно-мюзикл «Дети белого солнца», 9 симфоний, 13 концертов для различных инструментов с оркестром – вот только основные из них) прибавляются новые названия. Например, Ария для сопрано, баритона и оркестра, которой татарстанские музыканты – вокалисты Эльза Исламова, Альберт Жалилов и оркестр Центра современной музыки Софии Губайдулиной под руководством Анны Гулишамбаровой – открыли свое нынешнее выступление в Москве. Даже если бы мне почему-либо не сообщили имени автора (хотя, конечно же, постоянная ведущая концертов Калимуллина, обозревательница радио «Орфей» Самира Латып методично делала это во вступительном слове к каждому номеру программы), я, на протяжении сорока лет следящий за творчеством Калимуллина, думаю, с первых тактов понял бы, кому принадлежит эта возвышенно-гимническая и вместе с тем душевно-теплая мелодия, написанная без слов, но явно татарским интонационным языком и разработанная в многоголосный (оркестр здесь тоже чрезвычайно певуч) вокализ.
Открытость самому широкому кругу слушателей – корневое свойство музыки Калимуллина, и оттого, что бы он ни брался писать – симфонию, сюиту, инструментальный концерт (список форм можно продолжить), – всякий раз это выливается в панораму ярко образных, почти видимых картин. Таким предстал и новый оркестровый цикл композитора «Алтайские пейзажи», про который сам автор говорит, что хотел сплести здесь в многокрасочный узор интонации разнообразной национальной природы – телеутские, шорские, русские: плод творчества всех тех народов, которых объединила любовь и тяга к уникальному краю – Алтаю. Однако это не буквальный этнографизм: например, во флейтовой романсовой мелодии из части, названной «Зеркало Алтын-кол» (тюркское наименование Телецкого озера), в эксцентричном марше низких духовых («Долина Чолышман. Священный камень шамана»), в вольно текущей струнной кантилене («Катунь – дочь Алтая») и других музыкальных зарисовках этой партитуры мне услышалось влияние такого мирового стилистического явления, как минимализм. Что лишний раз свидетельствует: Калимуллин, при всей своей приверженности многовековым традиционным основам музыки, – остро современный художник.
Образцами этой остроты композиторского слуха предстали и сочинения, уже давно и прочно полюбившиеся публике – Концерт для скрипки с оркестром, в котором темпераментно солировал постоянный московский партнер Калимуллина Станислав Малышев, и, конечно же, «Симфонические фрески» – самая, наверное, известная партитура композитора, корнями уходящая в тематизм его эпической оперы «Крик кукушки» (1989) и уже на протяжении более трех десятилетий с успехом исполняемая различными оркестрами мира. Отдадим дань коллективу Центра Софии Губайдулиной (кстати, тоже возникшего два десятилетия назад по инициативе Рашида Фагимовича) и его пассионарной руководительнице Анне Гулишамбаровой: по составу это малый симфонический оркестр, но по яркости и объему звучания он стопроцентно отвечает творческому замыслу сочинителя.
Чуткая Анна прекрасно подстроила тембры оркестра и под голоса вокалистов, которым Калимуллин в этот вечер доверил некоторые из своих лирических песен, тоже чрезвычайно популярных в Татарстане – «Забудь меня», «Яблонька», «Когда же встретимся мы».
Последнее название прозвучало с эстрады Малого зала «Зарядья» символически: публика, явно состоящая далеко не только из представителей татарской диаспоры, но по-московски пестрая, устроила композитору и его исполнителям долгую овацию. Думаю, если всем нам удастся быть в «концертной» форме к следующему октябрю, то каждому на том гипотетическом калимуллинском музыкальном вечере посчастливится увидеть немало знакомых лиц. А может быть, это произойдет и раньше. Ведь прибыл же нынешней весной в Москву аж целый балет Калимуллина «Дети Белого Солнца», причем случилось это усилиями якутских артистов. Музыку Рашида любят и в этом северном крае, и много где еще. Говорят вот, скоро в Барнауле местный симфонический оркестр исполнит «Алтайские пейзажи»…