Главная Культура 00:19 04 Апреля 2025 1787
Полеты на холсте и наяву

К романтику Александру Лабасу точно подходят горькие слова об «авангарде, остановленном на бегу»

Елена Широян, искусствовед
Александр Лабас. «Самолет над морем», 1936 г. Фото с сайта njerusalem.ru

Парашюты, дирижабли, рельсы для «езды в неведомое» и земля под крылом самолета — захватывающее зрелище открывается посетителям музея «Новый Иерусалим». У стен монастыря XVII века предстало наследие советского художника Александра Лабаса. Он не живописал колхозные будни и портреты вождей. Ровесник ХХ века (родился в 1900 году), он ярко выразил жажду новизны и устремление в неизведанное, где технический прогресс кажется залогом счастья. Именно с таким восприятием мира ассоциируется название выставки: «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви».

Экспозиции не откажешь в размахе: здесь 150 живописных и графических работ из 18 музеев России, включая Русский и Третьяковку, сам «Новый Иерусалим», ГМИИ имени Пушкина, музей в Екатеринбурге, плюс сокровища из 12 частных коллекций. Холсты, рисунки Лабаса, многочисленные его акварели высоко ценятся на арт-рынке. Мотором в организации масштабного проекта выступила одна из наследников авторского права, племянница художника Ольга Бескина-Лабас.

В последние десятилетия произведения одного из лидеров прославленной группы ОСТ не раз демонстрировались на сборных и персональных выставках, входят они и в постоянную экспозицию ХХ века в Третьяковке. Однако этот проект особенный. Здесь не ставится задача проследить все извивы творческого пути в хронологическом порядке. Впервые на выставке, посвященной Лабасу, кураторы старались как можно полнее отразить различные грани его творчества. Для этого воедино собраны ключевые произведения 1920-1930-х. Дополнили панораму избранные работы поздних лет, передающие эволюцию творчества от социально заостренных сюжетов и видения земли в планетарном аспекте, присущего Лабасу в молодости, к камерному, личному и лирическому.

Впрочем, лириком Лабас был всегда, и прежде всего в юности, совпавшей с революцией, которая вдохновляла его обещанием скорого счастья для всех, неуклонным движением. Можно считать его наследником футуристов, в том числе итальянских, которые были в восторге от машин, будь то велосипед или танк, воспевали жизнь индустриального города в противовес природным ландшафтам. Сильно впечатлил Лабаса первый полет на аэроплане, хотя он обернулся крушением (к счастью, без роковых последствий). Художник много раз изображал самолеты либо дирижабли, как снаружи, так и внутри, придавая фигурам пассажиров удлиненные пропорции и обтекаемые силуэты, будто отточенные в стремительном движении.

По рассказам родных, среди первых ярких впечатлений мальчика Саши в родном Смоленске был вид с горы, открывший ему панораму города. И на выставке мы можем ощутить, как восторг от вида с высоты породил «фирменный» почерк. Лабас часто выбирает высокую точку обзора и сферическую перспективу, словно пишет весь земной шар. Как тут не вспомнить звание «председателя земшара», манившее в ту пору современников художника!

В просвещенном семействе Лабас любили музыку, но карандаш с бумагой Сашу манил сильнее. И отец-издатель отдал сына в частную студию. Занятия живописью тот продолжил в Риге, куда семья переехала в 1910-м, и в Москве. При всей тяге к технике юноша свое будущее связывал с искусством и рано поступил в Строгановское художественно-промышленное училище, параллельно посещая студии новаторски мыслящих художников. После революции новаторство заполонило старые художественные школы, и вскоре Лабас — студент Государственных художественных мастерских (в дальнейшем ВХУТЕМАС). Учился он и у Кончаловского, и у Малевича и Кандинского, и у Лентулова. И хотя за каждым из этих имен стоит целое направление в искусстве авангарда, Лабас не стал подражателем, а быстро выработал собственную манеру. Среди его ближайших друзей были Владимир Татлин и Александр Тышлер, тоже яркие и непохожие на других.

В 1924 году молодой автор, успевший побывать на фронтах Гражданской и поработать в худмастерских Екатеринбурга, был приглашен Владимиром Фаворским во ВХУТЕМАС. Почему великий график среди множества талантов выбрал именно Лабаса, остается загадкой, но пять лет в должности преподавателя тот провел плодотворно, сотрудничая с другими художниками-профессорами, такими как Константин Истомин и Надежда Удальцова. В круге первых, наиболее смелых он оттачивал индивидуальность.

Лабас вошел в группировку ОСТ — Общество художников-станковистов — яркую, сумевшую соединить реалистический показ советской жизни, включая индустриализацию, спорт и авиацию, с чертами европейского экспрессионизма. Среди членов объединения, которое в ожесточенной борьбе арт-группировок продержалось до 1931 года, были Петр Вильямс, Александр Дейнека, Юрий Пименов, Давид Штеренберг. Но в 1932-м творческие группировки попали под запрет. Буйное цветение арт-среды, присущее России с начала ХХ века, было оборвано постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций».

Ставших «бесхозными» авторов поглотил Союз художников СССР. И Лабас оказался не у дел: большие полотна из горячих цехов он не писал, а вся романтика между небом и землей превратилась в ненужные мечты. Из ВХУТЕМАСа он уволился чуть раньше, вслед за ушедшим с должности ректора Фаворским. А между тем в 1933-м Лабас уже отец двух детей, и младшего сына, Юлия, ему только что родила Раиса Идельсон, недавняя ученица и супруга Роберта Фалька...

О, эта история советского искусства, которая многим кажется скучной! Как Фальк в 1928-м уехал во Францию, прожил там 10 лет и вернулся в разгар репрессий, как его спасителем стал один из знаменитых летчиков, «Труд» уже рассказывал, когда ГМИИ открыл выставку портретов Фалька. Кто бы мог подумать, что с Лабасом его свяжет... авиация!

В 1935 году Лабас был обвинен в формализме, и для его работ зажегся красный свет. Ни в коллекции музеев, ни на выставки... Выручил театрально-декорационный жанр, спасение многих замечательных художников. А еще Лабас научился делать панорамы и диорамы, его работы украшали советские павильоны на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке (1937 и 1939 годы), равно как Главный павильон ВСХВ (1938-1941 годы), позже переименованной в ВДНХ.

При этом именно в 1935 году в Крыму Лабас встретил главную любовь своей жизни. Немецкая художница Леони Нойман, ученица Кандинского и Пауля Клее, стала верной спутницей до конца жизни Лабаса. А впереди была первая после почти 40 лет забвения групповая выставка в 1966-м, первая персональная на Кузнецком Мосту — в 1976-м, когда работы вернувшегося из небытия теперь уже классика бросились покупать ведущие музеи СССР.

В живопись и акварели мастера вернулись бескрайние небо и море. Выставка красиво закольцевала юношеские дерзания с лирическим мироощущением постаревшего, но не утратившего свежести чувств мастера. На этот круговорот работает пространство выставки, которое театральные художники преобразили в тотальную инсталляцию, обыграв темы невесомости, хрупкости и сновидений. Здесь царит атмосфера некой надмирности, присущей Александру Лабасу на протяжении всей его долгой, трудной, но все же счастливой судьбы.

P.S. Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» открыта до 25 мая.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36364
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8258
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5005
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4088
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4021
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...