
Россияне установили рекорд по покупке антидепрессантов. Если в 2021 году в стране было продано 9 млн упаковок подобных средств, то в 2024-м — в два раза больше. И эти продажи стремительно растут. Только за два месяца текущего года наши граждане приобрели 3,2 млн упаковок! Особенно налегают на препараты, обещающие душевное спокойствие, москвичи: на них приходится 20% употребленных средств от печалей.
Можно, конечно, все списать на весеннее обострение. Но эксперты видят причины в другом. «Людей напрягает неопределенность. Санкции, инфляция — все это отражается на населении. Очень много людей с расстройствами сна, тревожностью. Психологи отправляют пациентов к неврологам, а те выписывают эти препараты», — поясняет директор «Национальной фармацевтической палаты» Елена Неволина.
«Причиной тревожности являются новости, — соглашается психиатр из известной клиники. — Новости с фронтов, разговоры о мобилизации, ядерной кнопке, инфляции меняют привычную жизнь. Я сам стал все чаще выписывать пациентам антидепрессанты».
Как показало исследование Института психологии РАН, доля респондентов, отмечающих у себя симптомы депрессии, составляет 39%, а симптомы трудноуправляемой тревоги отмечают у себя 24%. Сокращается число тех, кто строил долгосрочные планы. Сейчас людям приходится жить одним днем, не зная, что будет завтра. Как тут не тревожиться? Наше общество обладает устойчивостью к потрясениям, однако любой запас прочности истончается.
Причем на возникновение депрессии и нервных расстройств не влияют ни уровень образования, ни семейный статус. Зато значимым фактором становится ухудшение материального положения семьи. Постоянного эмоционального давления и груза ответственности психика не каждого выдерживает. А ведь у нас миллионы людей еще и закредитованы — живут под гнетом долгов. Опасаются лишиться жилья, все труднее обеспечивать семью — цены на все и вся растут каждый день. Справляться со всем этим непросто.
Тут каждый борется со стрессом как может. Одни обращаются к антидепрессантам, другие снимают стресс алкоголем (чаще, конечно, мужчины), третьи ищут выход в «импульсивном потреблении» — так называют незапланированные покупки для поднятия настроения (тут первенство за женщинами).
Психологи признают, что сейчас для многих россиян сгребание в корзины на маркетплейсах нужного и ненужного барахла превратилось в способ отвлечься от тревог. В прежние времена люди снимали стресс склеиванием домиков из спичек или пасьянсами, а теперь — бесконечным перелистыванием ленты с товарами интернет-магазинов. Покупки вызывают выброс дофамина, связанного с ощущением удовольствия. Это приводит к мимолетному улучшению настроения, даже если приобретенная вещь — всего лишь чесалка для спины.
Минпромторг подсчитал: в 2024 году 84% россиян совершали покупки на маркетплейсах, 80% из них — два-три раза в месяц. Всего же за прошлый год россияне потратили в онлайн-магазинах 9 трлн рублей. Столько же за год суммарно тратит российская казна на здравоохранение, ЖКХ, образование, культуру, СМИ, спорт. Казалось бы, что тут плохого? Однако для многих маркетплейсы превратились в настоящую зависимость. Сдержанные люди только складывают вещи в «избранное», а эмоциональные и вправду покупают горы дребедени. Уже рождаются современные мемы: «Куда ты дела всю зарплату, любимая? Да просто заказ забрала!»
Недавно Минэкономразвития даже поддержало предложение ввести самозапрет на покупки на маркетплейсах. Чтобы можно было поставить самому себе ограничение: например, не тратить в онлайн-магазине более 10 тысяч в месяц — и таким образом застраховаться от бездумных расходов. Вот только непонятно, как же тогда эти люди станут снимать стресс? Неужели начнут клеить домики?