
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А. С. Пушкин
Этот эпиграф Александра Сергеевича появляется на опущенном занавесе спектакля «Лето Господне» по роману Ивана Шмелева в Российском академическом молодежном театре, показывающего нелегкую судьбу воцерковленного народа. Самым русским писателем-эмигрантом называл Шмелева его друг и поэт Константин Бальмонт. Последние 28 лет жизни Шмелев провел во Франции, где и написал свое «Лето Господне». Он и на чужой земле не переставал думать о России, болеть ею.
Дважды Шмелев был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, в том числе и за «Солнце мертвых» — повесть о чудовищном мороке Гражданской войны. У писателя для этого были веские причины. В 1920 году после установления советской власти в Крыму среди расстрелянных и утопленных офицеров Белой армии оказался и его сын Сергей Шмелев. Убитые горем супруги по приглашению Бунина уехали в Берлин, а потом, в 1922 году, в Париж, после чего путь в Россию им был заказан.
Роман «Лето Господне» Иван Сергеевич писал как серию рассказов для своего крестника Ива Жантийома-Кутырина, прозванного Ивушкой, ставшего для него вторым сыном. Именно от него, уже выросшего (в спектакле два Шмелева: взрослый Иван в исполнении Александра Девятьярова и маленький Ваня Максимилиана Кутузова), и ведется повествование, поделенное на главки.
Они созвучны церковному календарю. «Чистый понедельник» — первый день Великого поста. «Страстная неделя» — шесть дней до Пасхи. Сама Пасха — Христово Воскресение, отражающее суть православия, победу жизни над смертью через искупление грехов...
Режиссер Марина Брусникина постаралась воссоздать на сцене саму атмосферу начала новой жизни с приходом весны: площадь наполнена празднично одетыми крестьянами с красными шарами. А в центре огромная корзина с крашеными яйцами, которыми христосуются, трижды при этом целуясь. Знакомое действо, но отчего-то приходит сожаление о том, что очень многие завещанные нам духовные ценности канули в прошлое. Теперь Пасху больше воспринимают как привычный ритуал, не особо задумываясь о том, что символизирует праздник, воспевающий любовь к ближнему и к родной земле.
Эти чувства зарождаются в ребенке с детства. Вот почему появление на сцене маленького Вани так много говорит про память сердца. Весь мир помещается в его сознании, когда надо воссоздать на сцене горькие и радостные минуты, дарованные судьбой. Не только воспроизвести внешние контуры сюжета, связанные с рыбной ловлей, строительством судоверфей, но и передать мироощущение ребенка, глазами которого мы смотрим на людей и события. Именно его взгляд на вещи отражен в инсценировке Андрея Стадникова.
Играя на трубе, Ивушка зовет в будущее, в прекрасное завтра, возникающее в его воображении. А на сцене рождаются всполохи воспоминаний, в том числе и одно из самых тяжелых — болезнь строгого отца, к которой нельзя привыкнуть, как и смириться с самим фактом конечности земного бытия. Это одна из лучших работ актера Евгения Редько. Он ищет и находит слова для мальчика про то, что жизнь коротка и смерть неизбежна. Ее не стоит бояться, она естественна, как смена времен года, когда за расцветом следует увядание. Принять это и жить дальше — каждый, наверное, знает, как непросто дается это понимание человеку.
Трехчасовой спектакль «Лето Господне» дышит свободной мыслью, здесь сошлись и народные характеры, и глубокие истины. А напоминание о том, что жизнь — великий дар и тратить ее попусту — значит грешить и предавать заветы предков и помощь святых, не будет лишним и нам, сегодняшним.