Главная Культура 00:05 21 Февраля 2025 8899
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух столиц, а команду фильма к парадному подъезду подвозили на каретах. Потом в Москве актер Юра Борисов в гриме Пушкина раздавал девушкам цветы на станции метро «Пушкинская». Потом была пышная премьера в кинотеатре «Октябрь». И вот, наконец, фильм вышел в прокат.

Путь «Пророка» от замысла до встречи со зрителями растянулся более чем на пять лет. Продюсер Петр Ануров, снимая зимой в Питере «Серебряные коньки», по его собственному признанию, как-то зашел погреться в дом-музей Пушкина на Мойке. Увиденное впечатлило его до такой степени, что он задумал фильм о великом поэте.

«Месяца через два я был в Лондоне, — с обезоруживающей откровенностью поведал журналистам продюсер, — где пошел на мюзикл «Гамильтон». Это очень известный бродвейский мюзикл Лина-Мануэля Миранды, который рассказывает об отцах-основателях Америки, первых президентах США. Все это — в смешении с R’n’B-музыкой, а сами актеры читают рэп. Президентов Америки играют темнокожие артисты, хотя исторические личности, естественно, были белые. Тогда у меня и мелькнула мысль: может, такой подход и есть ключ к тому, как рассказать историю Пушкина не пыльно и не скучно».

Оказывается, можно так: посмотреть за рубежом авангардное произведение, удостоенное множества профессиональных наград, — и, не мудрствуя лукаво, снять с него жанровую кальку и привить к родным осинам. В качестве режиссера, готового на такого рода эксперимент, пригласили бывшего клипмейкера Феликса Умарова. Человек молодой, насмотренный, он пошел еще дальше продюсера, насытив фильм не только рэпом вполне, увы, самодеятельного качества («У нас впереди великие цели / И мы не позволим о них забывать. / Нас с детства в Лицее учили свободе, / И вам не удастся ее отобрать»), но и многочисленными цитатами из современной киноклассики. В «Пророке» проглядывают тени нашумевших фильмов «Мулен-Руж» и «Великий Гэтсби» База Лурмана, «Вавилон» и «Ла-ЛаЛенд» Дэмиена Шазелла, «Эвита» Алана Паркера, «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера, «Стиляги» Валерия Тодоровского... Но будем считать, что это такая ироничная постмодернистская игра.

При всей кажущейся лихости замысла, драматургическая основа «Пророка» (сценаристы Василий Зоркий, Андрей Курганов) выглядит достаточно банально. Если не считать не очень органичной для фильма музыкальной составляющей (все-таки Пушкин — не Цой и не Высоцкий, с чего бы ему вдруг запеть?), то по сюжету это вполне традиционный байопик. Он прослеживает путь поэта от Царскосельского лицея, где молодого задиру-поэта, внезапно заговорившего рэпом, благословляет подпевающий ему старик Державин, от чтения оды «Вольность» повзрослевшего Пушкина на «голой вечеринке» у княгини Голицыной (Светлана Ходченкова), — и до дуэли поэта с Дантесом (французский актер Флориан Десбьендра) на Черной речке и последовавшей затем мученической смерти.

Впрочем, этот путь, известный каждому школьнику, прочерчен авторами «Пророка» весьма прихотливо. Скажем, в фильме есть не подтвержденный историками роман поэта с графиней Воронцовой (Анна Чиповская), но нет, к примеру, даже упоминания Анны Керн, которой, как считается, он посвятил стихотворный шедевр «Я помню чудное мгновенье». Есть сцены жизни поэта в Михайловском — и совсем нет Болдино, где Пушкин написал «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», последние главы «Евгения Онегина». Есть пунктиром прочерченные взаимоотношения Пушкина с нахрапистой тещей (Агриппина Стеклова) — и нет отца, матери, Арины Родионовны, как будто поэт был без роду и племени, и его светлый талант выткался из воздуха.

Грешно судить о фильме по тому, чего в нем нет. Но то, что в нем есть, напоминает, увы, пересказ общеизвестных биографических сведений, поданных зачастую в усеченном или перевранном виде. К примеру, в фильме ревнующий граф Воронцов избивает Пушкина в кровь, чего не было в реальности и быть не могло. Уделив альковным кувырканиям поэта с Воронцовой избыточно много экранного времени, фильм как-то торопливо проскакивает историю любви Пушкина и Гончаровой. Поэт только успел познакомиться с ней за распитием бокала шампанского на балу, как в следующем кадре он уже просит ее руки. Затем влюбленные оказываются в постели, затем сразу качают на руках первенца, затем баюкают второго, третьего малыша. И только в последних сценах, где Натали кормит умирающего поэта морошкой, возникает щемящее чувство их любви и родственной близости.

Куда лучше любовных перипетий авторам фильма удались сцены с шефом жандармерии Бенкендорфом (Сергей Гилев) и императором Николаем I (Евгений Шварц). И тот, и другой надменно указывают поэту, о чем ему надобно писать, набрасывают на него цензурные удавки. Пушкин отстаивает перед ними свою личную и творческую свободу и даже настойчиво ходатайствует за своего друга-декабриста Ивана Пущина. Эти сцены тоже решены в ритме рэпа, они напоминают мировоззренческий поединок поэта и монаршей власти. Здесь уместным кажется даже то, что Пушкин во время рэп-батла с царем играет в теннис, чего, разумеется, тоже не было в реальности. Но это точное попадание и в жанр фильма — то ли мюзикла, то ли рок-оперы, и в нерв сегодняшнего дня. Но это едва ли не единичный пример осмысленной актуализации фигуры Пушкина в фильме.

В остальном же «Пророк», как на мой вкус, выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Не спасает и участие в фильме Юры Борисова, который, кажется, может сыграть даже мраморную статую в Летнем саду и сделать ее живой. Поэт в его исполнении выглядит вполне симпатичным, искренним молодым человеком с рыжими бакенбардами, но и только. Понятно, что режиссер хотел придать приевшемуся биографическому жанру некий налет новизны, соскрести патину времен с бронзового лика поэта, сделать автора «Евгения Онегина» ближе молодому поколению — отсюда в фильме рэп, несвойственные XIX веку танцы, «голые» наряды и свободные нравы. Но при этом создатели фильма, как мне кажется, по дороге потеряли сложность, глубину, масштаб личности гениального поэта и великого гражданина.

P. S. «Пророк» уже вызвал ожесточенные споры в прессе и в социальных сетях. Приходилось встречать и неумеренные восторги, и гневную хулу, и даже обвинения авторов фильма в идеологической диверсии. Ну, насчет диверсии — это явный перебор. Но в качестве наглядного пособия для изучения жизни и творчества Пушкина я бы этот фильм школьниками не рекомендовал. Хотя не исключаю, что «Пророк» может вызвать у части зрителей желание прильнуть к живительному первоисточнику — произведениям самого поэта.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5260
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4641
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...