Главная Культура 00:01 21 Февраля 2025 9428
Александр Зарядин: Я старался внутренне держать ответ перед самим Пушкиным

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории любви Пушкина и Натальи Гончаровой. Действие начинается в год, когда они встретились, и заканчивается знакомством поэта с Дантесом. Сыгравший Пушкина Александр Зарядин, один из ведущих актеров Театра на Таганке, рассказал «Труду» о роли счастливого случая в жизни, опасных съемках с медведем и чувстве ответственности перед «нашим всем».

— Как вы попали в проект «Натали и Александр»?

— Можно сказать, благодаря счастливому стечению обстоятельств. В начале лета 2023 года меня попросили прислать видеовизитку, и я ее записал, прогуливаясь по Москве. Между тем я отправлял свой ролик для этой картины еще несколько лет назад, когда там были другими и сценарий, и режиссер. Но подготовка к съемкам затянулась, потом долго не могли найти актера на заглавную роль: А в этот раз, когда я ехал на пробы на «Мосфильм», мне прислали СМС с предостережением: если вы недостаточно знаете текст или не уверены в своих силах, то можете не приезжать, не тратить свое и чужое время. Признаться, я тогда в себе сильно засомневался, в пути несколько раз успел подумать, что мне лучше было бы остаться дома. Но, к счастью, назад не повернул.

Уже потом, когда меня утвердили, я в течение двух месяцев ездил на «Мосфильм» как на работу — проводить ансамблевые пробы. Из раза в раз проходил одну и ту же сцену с разными партнерами. В общем, пришлось поволноваться, но все кончилось хорошо.

— Как вы готовились к своей роли?

— Читал биографические материалы, исследования Лотмана и Вересаева, составившего портрет Александра Сергеевича исходя из его переписки и документов. Ездил в музей Пушкина на Мойке, разговаривал с его хранительницей Галиной Михайловной Седовой. А параллельно шли уроки верховой езды и плавания — надо было дотягиваться до Пушкина и по этой части. Ходил в тренажерный зал — следовало уменьшить талию, ведь у поэта она была такой тонкой, что ему доводилось мериться талиями с дамами.

— Ну а что было для вас в этой роли самым главным?

— Пожалуй, чувство ответственности — я старался внутренне держать ответ перед самим Пушкиным. Мнения специалистов о том, каким был Александр Сергеевич, очень разнятся, и надо было из всего этого многообразия выбрать именно то, что делало Пушкина и живым, и великим. Например, достоверно передать на экране ощущение собственного достоинства, значимости, присущее Пушкину, умевшего спокойно, на равных, разговаривать даже с императором.

— Многие считали и считают, что Наталья Гончарова Александра Сергеевича не очень-то любила. Режиссер фильма придерживается другой версии. А вы что по этому поводу думаете?

— Мне нравится та история, которая отражена в нашей картине. На мой взгляд, она получилась объемной, со своими полутонами, нюансами и противоречиями. Да, вначале Пушкин и Гончарова любили друг друга, но потом, когда они вступили в брак, выяснилось, что семейную жизнь представляют по-разному. В их отношениях начались сложности. Но ведь тут ничего необычного, это довольно распространенная и узнаваемая ситуация, вне зависимости от того, какой век на дворе.

— Что вы скажете о своей партнерше Ксении Трейстер?

— У меня к ней теплое, даже восторженное отношение, прямо до мурашек. Несмотря на юный возраст, она талантливейшая актриса и прекраснейший партнер. С Ксюшей можно на съемочной площадке импровизировать и быть уверенным, что результат будет отличным. Я сам у нее учился гибкости, легкости, собранности и уверенности в себе. Должен сказать, что атмосфера на съемках получилась прекрасной из-за отличных партнеров, работать с которыми одно удовольствие, и из-за тех дворцов в Северной столице и Подмосковье, где шли съемки. Я очень люблю Петербург, мы там месяц жили, и этот период работы для меня был счастливым и запоминающимся, хотя мне приходилось ездить в Москву на спектакли и возвращаться обратно ночным поездом.

— А нештатные ситуации на съемках случались?

— А как же без них? Но особенно мне запомнились съемки с медведем. Одна из картин рассказывала о веселом споре Пушкина с неким помещиком, предлагавшим приличную сумму за то, что поэт войдет в клетку со зверем. А Пушкину как раз очень нужны были деньги. Такой вот сюжет: Сначала сниматься с медведем было страшно. Но уже на второй день зверь приехал скучающий и уставший. К тому же он меня узнал и вместо того, чтобы яростно рычать, как полагалось по сценарию, мишка завалился на спину и, кажется, был не прочь, чтобы я ему почесал животик.

— Приходилось ли вам исполнять роль Пушкина до этого фильма?

— В Содружестве актеров Таганки в спектакле «Концерт по случаю конца света», в котором демонстрировался краткий экскурс по ключевым вехам в истории России, я играл Александра Сергеевича в сцене его известного диалога с императором. А еще в эскизе по современной пьесе Александры Фоминой «Как Петюнина против всех была» исполнял роль Пушкина, но там они с Дантесом были, можно сказать, не очень-то серьезными персонажами, которые периодически появлялись, конфликтовали и расходились миром. Увы, в жизни все случилось совсем не так.

— Вы в театре и сейчас играете поэта с трагической судьбой — Бориса Рыжего в нынешней премьере «Я всех любил. Без дураков». Что скажете об этой роли?

— Она тоже мне досталась благодаря счастливому случаю. Даже не знаю, почему мне так везет на роли поэтов — сам я в жизни не написал ни одного стихотворения. Но в этом спектакле совсем другая история. А опыт работы в фильме «Натали и Александр» мне помог в другой премьере — в «Пиковой даме», где у меня роль Германа. И хотя в нашем спектакле пространство вневременное, но понимание быта ХIХ века оказалось полезным.

— Вы помните, когда именно решили стать актером?

— Путь к профессии оказался извилист. В школьные годы я дружил с соседом, который был старше и учился на актера. Иногда он приглашал меня к себе на уроки, мне они нравились. Я не дружил с математикой, так что по окончании школы думал поступать либо на журфак, либо на актерский, хотя не написал ни строчки и не был на сцене. Но девушка, которую я любил, стала студенткой и уехала в Чехию, и я последовал за ней. Выбрал там учебу, как ни странно, на банковского менеджера. Но быстро понял, что это не мое, и от скуки нашел в Праге любительскую театральную студию, которой руководил режиссер Александр Созонов, нынешний главный режиссер ярославского Театра имени Волкова. И там мне уже захотелось заниматься актерской профессией серьезно. Я вернулся в Москву и со второго раза поступил в Щепкинский театральный институт, на курс народного артиста Василия Ивановича Бочкарева.

— Каков был ваш опыт работы в кино до «Натали и Александра»?

— Впервые я снялся в фильме еще на третьем курсе. И периодически участвовал в разных проектах. У меня была главная роль в картине «Райский уголок» режиссера Александра Созонова, того самого, у которого я играл в театральной студии в Праге. Но ничего подобного по объему «Натали и Александру» в моей фильмографии не было. К тому же сразу после работы в этом фильме у меня возникла плотная занятость в Театре на Таганке. Кроме тех работ, о которых я рассказал, мы с Дарьей Авратинской выпустили на двоих спектакль «Варшавская мелодия».

— Что значит для вас Театр на Таганке?

— Очень многое. Это место актерского роста. Здесь я общаюсь с людьми, у которых учусь. Когда еще был жив Николай Николаевич Губенко, я часто наблюдал за тем, как он работает в качестве актера. Нынешний директор театра Ирина Викторовна Апексимова сама прекрасная актриса, на совместных репетициях много подсказывает и помогает.

— О чем мечтаете для себя в профессии и просто по-человечески?

— Трепетный для меня вопрос. Надеюсь, что меня ждет что-то еще более интересное и значительное, чем выпадало до сих пор. Слава богу, любимая работа у меня уже есть, недостает только любимой семьи, опоры и основы в жизни.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4697
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 4099
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» рассказал о пустынях Калмыкии, достижениях человечества и своих планах на будущее

Марина Суранова
Труд
Илья Долгов нашел общий язык с братьями меньшими. Фото предоставлено каналом «Живая планета»

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить,...

Новая книга Николая Железняка «Град на крови» находит отклик в сердцах читателей

Николай Иванов
Писатель Николай Железняк и его книжная новинка «Град на крови». Фото автора

Детектив? Роман? Мистика? Триллер? Пожалуй, ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое. На самом деле – это яркая смесь всего перечисленного. Книга, которая читается легко, на одном дыхании, и финал истории непредсказуем. Такую неординарную...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...