
Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более известный как Защитник, на днях написал: «Сейчас у вас будет шок, у меня он тоже был, но можете сами во всем убедиться прямо на сайте правительства:» Что же там такого шокирующего?
Итак, слово Евгению Соседову. «С подачи Минкульта правительство РФ приняло новую редакцию Положения о зонах охраны объектов культурного наследия. Вступило оно в силу с 1 марта и одним махом ликвидировало зоны охраны тысяч памятников археологии, древних крепостей и городищ, некрополей, полей сражений, памятных мест, монументов и воинских мемориалов. Постановление просто ломает систему охраны культурных ландшафтов и исторических городов.
Бьют по самому дорогому — по красоте и по национальным святыням: лучшим пейзажам, древнейшим городищам и курганам. Даже Мамаев курган идет под раздачу, мало было обрезать зоны охраны три года назад, теперь их ликвидируют вовсе. Наконец-то можно будет построить многоэтажки прямо у подножия кургана!
В охранной зоне Бородинского поля теперь бизнесмены вольны устроить мусорный полигон, о котором им так мечталось. Под дачи идут и окрестности Древнего Радонежа с тропами, по которым ходил сам Преподобный. Чудеса: советская власть в 1986 году зоны охраны Радонежа утвердила, а наш весь из себя православный Минкульт из кожи вон лезет, чтобы их отменить. И так их отменяли, и эдак, и в суде пытались, и поручения президента саботировали. Наконец, придумали выход.
Кстати, отличный шиномонтаж можно построить у подножия Торопецкого городища, где венчался Александр Невский. А что? Пышно отпраздновали 950-летие, деньги освоили — и хватит. Да и Рюриково городище в Новгороде слишком одиноко смотрится без современных построек. А Суздалю какой подарок на 1000-летие сделали: знаменитые ландшафты Ополья больше не охраняются, можно выдохнуть и застроить к чертям все поля вокруг города...
Про «отеческие гробы» и «родное пепелище». Это у нас к ним трепетная любовь, а министру культуры Ольге Любимовой не жалко: зоны охраны теперь не положены ни месту дуэли Пушкина на Черной речке, ни месту убийства Лермонтова в Пятигорске, ни даже могиле дорогого прадедушки Александра Сергеевича — Абрама Петровича Ганнибала. Не упустите шанс: с 1 марта вы сможете построить прямо около этой могилы АЗС с кока-колой и хот-догами, благо могила прямо у трассы. А на горе Машук впору расширять шашлычку.
В Севастополе отменяются зоны охраны у самых главных монументов — символов города: памятника затопленным кораблям, монументов адмиралам и воинам, павшим в боях за город. Вот уж не думал, что тронут наследие Татарстана, ведь за принятым постановлением явно торчат уши Марата Хуснуллина. Однако факт: двум древним столицам Волжской Булгарии — городищам Болгар и Биляр — зоны охраны больше не полагаются. Москве, Петербургу и крупным городам теперь придется совсем худо. Правительство предписывает устанавливать зоны охраны памятников в «условиях стесненной застройки» прямо по стенам соседних домов, не шире. Год Нисанов, нынешнее «наше все», теперь спокойно сможет построить небоскреб не только на Арбате, но и рядом с Красной площадью.
Страшно подумать, сколько проектов постановлений о выделении земель и застройке в бывших зонах охраны уже заготовлено во всех кабинетах. Постановление изобилует огромным количеством новых понятий, не существующих в законодательстве, которые вводятся почти в каждом абзаце, чтобы окончательно облегчить застройку всего и вся. Более того, в нескольких местах оно просто подменяет нормы закона, буквально: вроде цитируется закон, но вместо одного слова вставляется другое — и смысл совершенно меняется.
Постановление так спешили принять перед Новым годом, чтобы никто не заметил, что в нем осталась масса орфографических ошибок — признаться, я такой дичи вообще еще не видел. В федеральном нормативном акте тупо не согласованы слова в предложениях — ну не зря же текст писали в Минкульте...
Постановление в десятке пунктов открыто противоречит Конституции РФ и Федеральному закону об охране памятников № 73-ФЗ. И не просто противоречит — оно написано демонстративно как некий антиконституционный и антигосударственный акт, к тому же еще ограничивающий права граждан и в целом принятый за пределами компетенции правительства. Непонятно, куда вообще смотрели все правовые управления, которые должны проверять документ хотя бы с точки зрения юридической техники. Возможно, дело в какой-то новой форме запредельной коррупции, когда предметом размена становятся не отдельные памятники и земельные участки, а сразу вся страна со всей ее тысячелетней историей и всеми ее святынями?
Друзья, возможно, у чиновников Минкульта, Минстроя и правительства есть другая Родина? Но у нас-то с вами другой нет. Это наша страна, наша земля, наша наследие. И мы не можем их потерять. Давайте громко об этом заявим и потребуем отмены преступного постановления! Пользуясь случаем, прошу считать мое заявление официальным обращением в Администрацию президента, в Следственный комитет РФ«.
Ну что сказать? Соседов, как всегда, все доходчиво объяснил. У меня есть сомнения только в его обращении к «друзьям», в их возможностях бороться за милые сердцу пейзажи, памятники и всевозможные пространства, поскольку инициатива населения погублена на корню. Как теперь выражать свое несогласие и даже возмущение? Письма в инстанции — пустой звук, на улицу с плакатом не выйдешь — заметут: В башкирском Баймаке люди вышли на сход против разграбления недр и погубления их жизненного пространства — чем это кончилось? Смертью активиста и тюрьмой для десятков других. Сидят отцы малолетних детей, пожилые женщины. Оно и понятно: битва за пространства — основополагающая в XXI веке.
Вдогонку к заявлению Евгения Соседова пришло письмо от общественного движения «Архнадзор». Тема близкая: о злоупотреблении доверием горожан мэром столицы Сергеем Собяниным. Вот текст.
«С 14 января 2025 года правительство Москвы постановило, что многоквартирные дома для «волнового переселения» граждан по реновации проектируются еще по девяти адресам. Однако по этим адресам стоят исторические дома, входящие в перечень «реновации без сноса», опубликованный самим правительством Москвы в начале 2018 года.
Перечень был выработан группой с участием руководителей Москомархитектуры и Москомнаследия, координаторов «Архнадзора» и представителя Общественной палаты города во второй половине 2017 года. Перечень составляет 250 адресов. Семь лет мэрия исполняла обещанное, хотя все понимали, что «реновация без сноса» держится не на охранных статусах зданий (у большей части их нет), а буквально на честном слове. Теперь оно нарушено прямо и откровенно, самим Сергеем Собяниным, подписавшим январское постановление.
Все адреса находятся в Северо-Западном округе. Это означает, что в дальнейшем перечень может быть сокращен и в других округах. А ведь мы особенно заботились о сохранении исторических центров бывших городов: Бабушкина, Перово, Люблино, Кунцево, Тушино. Январским постановлением начато разрушение Тушино. Это особенно касается домов №№ 1 и 5 по Лодочной улице, образующих (вместе с домом № 3) замечательный неоклассический фасад Сходненского канала.
Развал перечня «реновация без сноса» является частью слома всей системы сохранения наследия Москвы. Снос 30-40 исторических зданий ежегодно; отказ наделить столицу статусом исторического поселения; городской закон об архивах, сделавший историю домовладений недоступной специалистам; блокировка выявления памятников с 2019 года; новый городской закон о наследии, создающий угрозу огромному перечню выявленных памятников; планы сноса знаковых зданий XX века — все это грани одной беды.
Сегодня рушатся не только перечни и списки. Порушено слово. Это вероломство...»
Вот и я согласна: вероломство. Но еще и наглость беспредельная. А как еще можно назвать действия людей, которые подрывают корни родной культуры? И все под разговоры о том, что коварный Запад пустился во все тяжкие, чтобы отменить нас, стереть Россию с лица земли. Да нам с такими «друзьями», как наши чиновники, никаких врагов не надо!