Главная Культура 00:02 07 Марта 2025 5871
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим мюзиклом «Эмилия Перес» Жака Одиара (13 номинаций) и монументальной драмой «Бруталист» Брэйди Корбе (10 номинаций). Но в итоге «Анора» получила пять «Оскаров»: за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучший монтаж и лучшую женскую роль (Майки Мэдисон).

Восхождение «Аноры» к оскаровским вершинам началось с набережной Круазетт в мае прошлого года. Тогда независимый режиссер Шон Бейкер к удивлению многих завоевал Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля. С фильмом «Анора», снятым всего за 6 млн долларов, он обошел не только классика мирового кино Фрэнсиса Форда Копполу с его 120-миллионым колоссом «Мегалополис», но и других именитых фестивальных бойцов: Паоло Соррентино, Дэвида Кроненберга, Йоргоса Лантимоса, Али Аббаси, Мишеля Хазанавичуса, уже упоминавшегося Жака Одиара. И стал первым американским режиссером, получившим Золотую пальмовую ветвь со времен Теренса Малика с «Древом жизни» в 2011 году.

Случайность, решили одни. Дружеское расположение председателя жюри американки Греты Гервиг, злословили другие. Но дальше награды обрушились на «Анору» лавиной. К каннскому золоту добавились два приза английской премии БАФТА, три награды престижной премии «Независимый дух», а также профессиональные призы от американских критиков, продюсеров, режиссеров, сценаристов. И, наконец, все закончилось пятью статуэтками с изображением «дядюшки Оскара», четыре из которых Шон Бейкер унес к себе домой, будучи режиссером, сценаристом, продюсером и монтажером в одном лице. Такого история «Оскара» еще не знала...

В последние годы оскаровские страсти занимали россиян меньше, чем в былые годы. С началом СВО стараниями председателя Союза кинематографистов РФ Никиты Михалкова Россия перестала отправлять наши фильмы на премию Американской киноакадемии. Мол, негоже посылать наши ленты в страну, которая ведет против нас войну. При этом американское кино, пусть и не в тех объемах, как раньше, шло на наших экранах — и в легальном, и в пиратском вариантах. А наше государство продолжало торговать с Америкой, продавая туда, в том числе, и товары стратегического назначения...

Почему при этом нельзя было отправлять в Лос-Анджелес российские фильмы, которые пропагандируют наше кино, нашу культуру, наш язык? Тем более, что за минувшие годы у нас появились такие разные и художественно значимые ленты, как «Праведник» Сергея Урсуляка, «Вызов» Клима Шипенко, «Первый Оскар» Сергея Мокрицкого, «Сердце пармы» Антона Мегердичева, «Снегирь» Бориса Хлебникова, «Серебряные коньки» и «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина, «Воздух» Алексея Германа-младшего. Словом, выбирать было из чего. И послать некоторые из них в Голливуд было бы совсем не стыдно.

В итоге русские прорвались на «Оскар», говоря военной терминологией, с тыла. Ведь в фильме «Анора», который хоть и считается сугубо американским проектом, снялись четыре наших замечательных актера: Алексей Серебряков, Дарья Екамасова, Марк Эйдельштейн и Юра Борисов. Последний даже впервые в истории российского кино попал в оскаровскую номинацию как исполнитель роли второго плана. И хоть в итоге «Оскар» не выиграл (приз достался Кирану Калкину с объемной, по сути, главной ролью в фильме «Реальная боль»), но привлек к «Аноре» и оскаровской церемонии повышенное внимание российских киноманов. А сам Юра в свои 32 года стал международной звездой. И кому от этого плохо?

Искусство способно наводить мосты между странами и народами даже в такие суровые времена, когда громыхают пушки. А нынче в отношениях между США и Россией и вовсе повеяло новыми ветрами. В этой связи у меня возникает вопрос к министру культуры Ольге Любимовой: не пора ли восстановить работу Российского оскаровского комитета, который то ли самоликвидировался, то ли был распущен начальством, и начать подготовку к очередному оскаровскому сезону? Ведь к середине сентября Россия, как и другие страны, может отправить свой фильм на «Оскар». Надо ли пренебрегать такой возможностью?

Есть и другой вопрос: вернется ли на наши экраны «большой Голливуд»? Производство российских фильмов за последние три года значительно возросло. Доля российского кино в прокате приближается к 80%. Но коммерческих хитов, способных сорвать кассу, по-прежнему остро не хватает. Особенно это чувствуется весной и летом, когда кинозалы пустеют. В 2019 допандемийном году кинотеатры посетили 220 млн человек. А в 2024 было продано только 127млн билетов. То есть, за пять последних лет кинотеатры потеряли порядка 100 млн зрителей, что поставило многие киноплощадки на грань выживания. Компенсация потерь идет за счет удорожания билетов. Средняя стоимость билета в России составляет 444 рубля, в Москве — 721 рубль. Прямо скажем: не всем по карману. Это, в свою очередь, снижает посещаемость кинотеатров, они вынуждены вновь поднимать цены на билеты. Замкнутый круг получается.

Улучшить ситуацию могло бы возвращение в Россию пяти крупнейших голливудских киностудий — Universal Pictures, Warner Bros., Walt Disney Pictures, Sony Pictures и Paramount Pictures, которые традиционно поставляли на российские экраны зрелищные хиты, а в 2022 году покинули наш кинорынок. Прокатчики поговаривают, что студии-мэйджоры выражают желание вернуться уже в этом году. Не возражают против этого и владельцы наших кинотеатров, и зрители. Но захочет ли пустить обратно ушедшие киностудии наше государство, вкладывающее большие деньги в развитие собственной киноиндустрии? А если пустит, то будет ли для американского кино введена квота или другие ограничения — эти вопросы пока дискутируются в высоких кабинетах.

P. S. Тем временем оскароносная «Анора», продолжающая шествие по экранам мира, заработала уже порядка 40 млн долларов. Живая, трогательная, чувственная, смешная, едкая, провокативная картина, вызвавшая восторг одних и неприятие других, по-прежнему идет в нашем прокате, ее легко «догнать» в кинотеатрах. И поддержать их трудовым рублем.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5027
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 4284
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» рассказал о пустынях Калмыкии, достижениях человечества и своих планах на будущее

Марина Суранова
Труд
Илья Долгов нашел общий язык с братьями меньшими. Фото предоставлено каналом «Живая планета»

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить,...