Главная Культура 23:01 31 Января 2024 3643
Две музыки, две судьбы, два одиночества

Вышла книга о дружбе Мечислава Вайнберга и Георгия Свиридова

Сергей Бирюков
Свиридов (слева) и Вайнберг сошлись в главном - таланте, честности и страсти к музыке. Фото из архива семьи Вайнбергов

В этом документальном повествовании (издательство «Композитор», СПб., 2023) интригует уже название: «Мечислав Вайнберг и Георгий Свиридов: переплетение судеб». Что может быть общего у столь разных композиторов? У варшавянина Вайнберга, спасшегося в России от холокоста, работавшего в симфонических и камерно-инструментальных жанрах, — и у «курского соловья» Свиридова, с юных лет нашедшего себя в вокально-песенной стихии, от симфонизма же в итоге полностью отошедшего, а если и писавшего для оркестра, то так, будто перед ним хор, для которого надо создать песню без слов?

Какое переплетение — между судьбами изгнанника-пришельца, едва не сгинувшего в сталинских застенках и на всю жизнь усвоившего, что держаться надо тише воды ниже травы — и выходца из российской глубинки, с подачи самого Шостаковича доросшего до руководства Союзом композиторов России (правда, на очень недолгий период)? Наконец какие точки пересечения — у еврея, всю жизнь ощущавшего национальность как знак бескомпромиссной, порой жестокой судьбы, — и всегда (по крайней мере номинально) остававшегося в родном культурном окружении русского музыкального художника? Ответы находим в книге известного петербургского музыковеда (и, кстати, племянника Свиридова) Александра Белоненко.

Мечислав Вайнберг — потомственный музыкант, с юных лет демонстрировавший феноменальную одаренность, блестяще окончивший Варшавскую консерваторию у главы национальной фортепианной школы Юзефа Турчиньского. Но и Свиридов, сын почтового служащего из провинциального Фатежа, с младых ногтей горел страстью к музыке, стал гордостью Ленинградской консерватории, любимым учеником Шостаковича. Правда, третьи десятилетия их жизней внешне весьма различны: Свиридову пришлось «просто» уехать в Новосибирск в военную эвакуацию, Вайнберг же, единственный из своей родни, чудом избежал гибели, в последний возможный момент перейдя польско-, точнее уже германо-советскую границу.

Вхождение в ближний круг Шостаковича, познакомившее и сдружившее Мечислава и Юрия (имя Георгий появится в 1950-е, во избежание путаницы с другим Юрием Свиридовым, писавшим малозначительные эстрадные песенки), стало первой «областью пересечения», яркими свидетельствами которой остались, например, Трио Свиридова и Квинтет Вайнберга, индивидуальные по тону, но явно говорящие о нахождении в поле обаяния автора «Ленинградской симфонии».

Еще более сблизило друзей выпавшее на их (а также Шостаковича и большинства ведущих советских композиторов) долю общее испытание — кампания борьбы с формализмом, как это именовалось в партийных документах, а по сути — со всяким честным, не лакирующим жизнь отражением ее разломов. Но если грандов, прежде всего Шостаковича, было невозможно «отменить», да они и были нужны официозу — в первую очередь для создания помпезных, роскошно омузыкаленных киноэпопей, то по тем, кто не оброс подобной броней, каток прокатился по полной.

Свиридов (к тому времени автор знаменитых пушкинских романсов и многих других прекрасных сочинений) остался практически без заказов и порой просто не знал, на что прокормить семью. Из сотен цитируемых в книге документов выберу такой:

«Всем известно, что за свои большие заслуги в области музыки композитор Свиридов получил высокое звание лауреата Сталинской премии (за Трио — С.Б.). Но что после этого произошло со Свиридовым? Композитор Свиридов не продолжал идти по тому реалистическому пути, который наметился в том произведении... и подумал, что это высокое звание позволит возвратиться опять к тому любимому детищу, которое вскормило его, т.е. формализму». Столь корявое по слогу, примитивное по аргументации и оскорбительное по тону поношение было высказано председателем Ленинградской организации Союза советских композиторов Соловьевым-Седым в июне 1950 года, и относилось оно к еще недописанной, существующей пока только в одной из намеченных частей Симфонии Георгия Васильевича. Надо ли говорить, что партитура так и не была окончена, и мы, возможно, лишились одного из шедевров (если вспомнить успех студенческой Первой симфонии и последующих, пусть немногочисленных, но изумительно красивых симфонических опусов композитора — Маленького триптиха, особенно же сверхпопулярной «Метели»).

Еще тяжелее пришлось Вайнбергу, который с ранних своих работ композиторских проявил интерес к еврейской фольклорной интонации. До поры до времени это не осуждалось, но с убийством главы Еврейского антифашистского комитета Соломона Михоэлса кольцо опалы стало сжиматься — ведь Мечислав Самуилович был еще и зятем Соломона Михайловича. Так Вайнберг в феврале 1953 года оказался в заключении, и неизвестно, чем кончилось бы дело, если бы не смерть Сталина.

Однако еврейство Вайнберга важно не только как источник его жизненных вызовов, но и как качество, ставшее предметом высочайшего уважения со стороны Свиридова. Тут я, вслед за Александром Белоненко, возможно, вызову удивление тех, кто имеет поверхностное представление о личности Георгия Васильевича. Не секрет, что в некоторых кругах его принято считать убежденным антисемитом, в подтверждение чего обычно приводятся резкие цитаты из книги «Музыка как судьба», собравшей поздние дневниковые записи композитора. Но, во-первых, то лишь часть дневников, и далеко не основная. Во-вторых, Свиридов даже в этих резкостях исходил исключительно из дел критикуемого: осуждаемым для него был не состав крови, а неискренность, дурной вкус, непрофессионализм.

Верность же национальным корням, сознание своего единства с общей народной судьбой, наоборот, в его глазах служили одним из знаков высшего художественного качества. Он находил его, например, в творчестве великих немецких композиторов — Бетховена, Брамса... И потому же испытывал глубокую симпатию к музыке Вайнберга, чему свидетельства — выступления на обсуждениях произведений Мечислава Самуиловича в разные годы. Наверняка этих свидетельств было больше — в письмах, которыми обменивались друзья, но голос Свиридова в них, увы, не сохранился — опасливый Вайнберг уничтожил свой архив.

Зато не сделал этого Свиридов, благодаря чему мы имеем самые, быть может, проницательные оценки творчества Георгия Васильевича, до каких не дорос ни один музыковед: «Музыка твоя выше мод, стилей, манер, борьбы всяких камарилий, — писал Вайнберг. — Во все времена она должна быть сочинена естественно и искренне. А это твой главный козырь! И если 2000 слушателей, затаив дыхание, так слушают тебя — это значит: музыка эта не только хорошая, но и высокая... Я могу только одну аналогичную фамилию найти среди известных мне композиторов. Это был сочинитель, который при таком же аскетизме средств и как будто нарочито простейшей фактуре добивался наивысшего художественного эффекта. Это был Шуберт».

Еще удивительнее, что точно так же, как Вайнберг благодаря своей еврейской особости, Свиридов из-за корневой русскости в эпоху космополитичного усреднения чувствовал себя все более одиноким. Творчески, а стало быть и человечески. И дружба двух композиторов на склоне лет стала для каждого из них особенно важной опорой. В последний раз Георгий Васильевич навестил уже не встававшего с постели Мечислава Самуиловича совсем незадолго до кончины. Да и самому ему было суждено пережить друга лишь на неполные два года. Так даже даты жизни, почти не отличающиеся у них, говорят близости, переплетении судеб.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36335
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8248
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4983
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4080
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4017
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...