Главная Культура 00:03 30 Сентября 2022 7742
Ракеты в области балета

Артисты Донбасс Оперы вывозили свои спектакли в Москву под артобстрелами

Сергей Бирюков
Вердиевский Фальстаф в исполнении артистичного Вадима Воловчука и забавен, и не лишен широты натуры. Фото предоставлены пресс-службой фестиваля «Видеть музыку»

Седьмой фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку», стартовавший при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив, принял первые гастрольные выступления. Две постановки — балет «Пер Гюнт» на музыку Грига и оперу Верди «Фальстаф» — привез на Новую сцену Большого театра Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко. Та самая Донбасс Опера.

Сказать, что эти спектакли созданы и поддерживаются донецкими артистами в тяжелых условиях, — ничего не сказать. То, что мы знаем из информационных сводок, обрело в рассказе художественного руководителя Донбасс Оперы, известного балетного танцовщика и хореографа Вадима Писарева, человеческое, подчас трагическое наполнение.

Вот несколько деталей, воссоздающих ту действительность. Театру запрещено давать публичные представления, поскольку массовые скопления людей — это мишень для ракет и снарядов. Но репетирует коллектив ежедневно, это важно для сохранения рабочего состояния труппы. Канонада, говорит Вадим Яковлевич, стала привычным фоном для мелодий Чайковского, Шопена, Минкуса, Верди, поскольку она почти не стихает. Артисты лишь избегают подходить к окнам — их осколки взрывной волной превращаются в шрапнель.

В августе при ракетном налете убило педагога-репетитора Галину Васильевну Володину, балерину санкт-петербургской выучки, одну из старейших работниц театра и его Хореографической школы. Вместе с учительницей погибли шедшая на урок 12-летняя Надя Кутубаева и ее бабушка Татьяна Николаева. Надю, одаренную юную балерину, осенью ждали в Вагановской академии, куда она была принята на учебу...

От подобного «контекста» очень трудно абстрагироваться, когда ты смотришь и оцениваешь спектакли. Конечно, в другой ситуации можно было бы спросить, зачем привозить работу 25-летней давности «Пер Гюнт» на фестиваль, где театры обычно стараются показать новые постановки? Но, во-первых, у всего прифронтового особая цена. Артисты Донбасс Оперы и рады были бы показать в Москве «Князя Игоря», которого в содружестве с петербургским режиссером Юрием Лаптевым почти довели до премьеры в начале года, но тут грянула спецоперация. Во-вторых, «Пер Гюнт» дорог как работа с серьезным международным участием. И сейчас, сказал мне Вадим Писарев, норвежские коллеги выразили поддержку театру перед его московской поездкой.

А столичная публика, переполнившая зал Новой сцены Большого театра, добавила артистам энтузиазма. Как пластичны были в своем «змеином» имидже Павел Дранов (Доврский король) и Анна Вальчик (Королевская дочь), как эффектны задуманные Писаревым массовые танцы селян, разбойников, гномов, как трогателен дуэт Пера (Роман Белгородский) и Сольвейг (Виктория Губрий), исполненный в конце как бы уже не людьми во плоти, а невесомыми душами. И все это на фоне фантастичных декораций донецкого художника Сергея Спевякина (особенно меня впечатлил дом умалишенных, похожий на Босхов ад).

Павел Дранов и Анна Вальчик в партиях Доврского короля и Королевской дочери пластичны в своем «змеином» имидже

А вот постановке оперы Верди «Фальстаф» не исполнилось и двух лет. С учетом пандемии и войны это, можно сказать, новинка. И здесь тоже в ином контексте я бы, может, педалировал шероховатости вроде любопытно схваченной, но брошенной питерским режиссером Александром Лебедевым идеи «театр в театре», кроме как в первой сцене, превратившей жилище Фальстафа в склад театрального реквизита, никак себя затем не проявившей. Или — обратил бы внимание не некоторую разность вокального потенциала исполнителей: мужская часть состава (особенно Владислав Лысак — Форд, Андрей Кривохата — Фентон и, конечно, весьма артистичный Вадим Воловчук — Фальстаф) показалась сильнее женской. Хотя и Анне Максудовой (Квикли) не откажешь в брутальном комизме, и Светлана Малеева (Алиса Форд), и Мэри Саргсян (Наннетта) не лишены задорного сопранового обаяния. Справедливости ради напомню: эта опера — последняя в карьере Верди, по технической виртуозности считается одной из сложнейших в мире — лишь единичные труппы уверенно чувствуют себя в ее головоломной полифонии и полиритмии, предвосхищающей авангард ХХ века.

Тем больший респект исполнителям, в ряде моментов поднявшимся до истинно вердиевского уровня мастерства. Особенно это касается заключительной десятиголосной фуги, поданной на высоком градусе куража. Браво дирижеру Юрию Парамоненко и хормейстеру Людмиле Стрельцовой! Впрочем, и в тихих моментах зрителю было отчего мысленно воскликнуть «молодцы!» — например, когда, попадая в тон изысканному инструментальному импрессионизму композитора, эйфорический «хор» деревянных духовых изображал огонь вина в жилах Фальстафа, или по-балетному грациозные скрипки передавали очаровательное кокетство Наннетты в образе царицы ночных духов.

Говоря об успехе гостей из Донбасса, нельзя не сказать и о тех, кто им помогает. Помимо властей республики это Большой театр, предоставляющий сцену, шьющий сценические костюмы (для идущей в Донецке «Спящей красавицы» москвичи изготовили 300 пачек). Или тот же российский фестиваль «Видеть музыку», не впервые зовущий дончан в гости. Но все это не имело бы смысла без главного — героической преданности донецких артистов искусству и любимому краю.

«Я родился в Донецке, с 1983 года работаю в этом театре, — объясняет мне Вадим Писарев. — Выступал в разных странах, звали меня в дальние края. Но кто хотел уехать, давно уехали, а мы с коллегами остались. Кому-то надо защищать эту землю и ее культуру?»

Кстати, Вадим Яковлевич — выпускник Киевской хореографической академии, когда-то одной из сильнейших в Советском Союзе. Но сегодня с людьми по ту сторону фронта нет никакого диалога. Нет его даже с сыном легендарного донецкого певца Анатолия Соловьяненко, чье имя носит театр — тоже Анатолием, ныне главным режиссером киевского театра имени Шевченко. Тот лишь грозится забрать с малой родины памятник отца. «Забирай, — ответил ему Писарев, — мы новый поставим».

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36353
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8254
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4991
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4085
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4020
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...