Главная Культура 00:05 30 Августа 2024 4195
Станислав Соколов: Странно, что по Булгакову ни разу не снимали мультфильмы

Анимации подвластно даже то, что не дается игровому кино, убежден знаменитый режиссер

Елена Губайдуллина
Станислав Соколов - знаменитый режиссер, художник мультипликации, сценарист. Изображения предоставлены кинокомпанией «Синемаскоп»

Типичный разговор накануне Дня знаний. «Внучка за лето совсем разучилась читать книги, а ведь в восьмой класс собралась. А я, помню, в ее возрасте «Мастера и Маргариту» не отрываясь прочитала!» — жалуется соседка. Разговоры о том, что главный источник знаний для нынешних молодых кроется в телефоне, а из всех искусств важнейшим они считают не кино, мультики, набили оскомину. Между тем анимация очень много умного и полезного может дать зрителю — и юному, и умудренному жизнью. Об этом наш разговор с режиссером и художником Станиславом Соколовым — старейшиной российской кукольной анимации, лауреатом премий «Золотой Орел», «Эмми», обладателем наград престижных международных фестивалей, профессором ВГИКа, воспитавшим несколько поколений учеников. Его картины еще с советских времен входят в золотой фонд «Союзмультфильма»: «Догада», «Бездомные домовые», «Черно-белое кино», «Большой подземный бал»... В 2018 году ярким событием стал выход полнометражной анимационной «Гофманиады», созданной в сотворчестве с художником Михаилом Шемякиным. А теперь Станислав Михайлович увлечен фигурой Михаила Булгакова, снимая в кинокомпаниях «Синемаскоп» и «Аватар Фильм» при поддержке технопарка «Союзмультфильм» ленту о жизни и творчестве писателя.

— Как возник этот замысел?

— Еще снимая «Гофманиаду», я заинтересовался влиянием Гофмана на русскую литературу — оно огромно. Булгаков с его гротеском и фантастикой, с навеянной романтизмом игрой воображения, полетами героев, контактами с потусторонними силами — тому пример. В то же время Михаил Афанасьевич концентрировался и на реальности своего времени, болезненно переживал превращение людей в стадо, подчиненное правящей идеологии. Свое возмущение пролетарским террором, разлитой в воздухе агрессией, разрозненностью, обманом писатель выражал всегда, даже в пьесах про Ивана Грозного или про общество будущего. Для создателей нашего фильма важно противостояние писателя окружающим событиям. Мы даже в названии пишем — Булгаковъ, старой орфографией подчеркивая, что он никогда не скрывал своего монархического прошлого. Это многих раздражало...

Используя дневники Булгакова, мы рассказываем и о благополучных годах его жизни, и о тяжелых временах, когда были сняты с репертуара все спектакли по булгаковским пьесам. А поскольку фильм анимационный, то биографические моменты чередуются с рисованными эпизодами по его фельетонам, анекдотам.

Есть и эпизоды из театральных спектаклей, например «Фауст и Мефистофель». Кстати, Булгаков всегда шел на «Фауста» Гете, в каких бы театрах его ни показывали. У нас в фильме кукольный Мефистофель произносит слова, ставшие эпиграфом к «Мастеру и Маргарите»: «Часть вечной силы я, всегда желавшей зла, творящей лишь благое...»

Таков в фильме Михаил Булгаков. И куда же в ленте без кота

— Фраза, символичная для судьбы Булгакова.

— Анимация в принципе строится на символах и своеобразной мистике. В нашем фильме есть встреча Булгакова с неким человеком в сером камзоле, одаривающим писателя способностью воплощать свои мечты. Жаль, на самом деле ему удалось реализовать далеко не все. Переживания Булгакова драматичны. Так, во время Гражданской войны он писал: «Настоящее таково, что я стараюсь жить, не замечая его: не видеть, не слышать». Эпизоды той войны мы снимаем, имитируя рисованной анимацией стиль тогдашней хроники. А Булгакова, Маяковского, Станиславского, Алексея Толстого, других исторических персонажей в фильме играют куклы. Исходя из присущего анимации гротеска, то есть преувеличения выразительности характеров, мы озвучиваем персонажей ярко контрастными голосами, несмотря на то что за всех героев говорит один актер, зато какой — Виктор Иванович Сухоруков!

— Какие черты Булгакова заостряет кукла?

— Эксцентричность. Во внешности — в стремлении выглядеть европейским джентльменом в черном костюме, с моноклем и галстуком-бабочкой. И в умении видеть гротеск в реальной жизни. Вообще Булгаков — очень анимационный автор: у него и кот разговаривает, и совсем фантастические существа оживают... Странно, что по Булгакову ни разу не снимали мультфильмы. Может, он отпугивает своей злободневностью?

Воланд в анимационном обличье

— И не тем же ли можно объяснить возрастающий интерес к его творчеству?

— Сегодня повторяется многое из того, что происходило сто лет назад, и нас одолевают те же мучительные вопросы. Одна из таких тем — взаимоотношения творцов и тех, кто управляет искусством, администраторов, идеологов. Между автором и заказчиком происходит постоянная борьба.

— А вы лично ее ощущаете?

— Раньше было Госкино во главе с весьма образованными критиками и администраторами. Происходила своеобразная дуэль между теми, кто запрещал, и теми, кто преодолевал запреты. Противники были сравнимы по своему уровню. Сейчас же этот уровень упал. Выходят неграмотные рецензии, угождающие кому надо. Или, наоборот, разгромные, если есть цель кого-то потопить. Как при Булгакове, художнику говорят: «Будьте любезны делать то, что вам полагается. Не отвлекайтесь, выполняйте агитационно-массовую работу». Но то, что сегодня агитацией поднимается на щит, завтра канет в небытие. А настоящие произведения искусства выходят к людям из мрака, как это произошло со многими сочинениями Булгакова.

— Возможна ли независимость от заказчика? И каково в наши дни снимать авторское кино?

— Денег на авторскую анимацию государство дает немного, приходится авторам самим думать, где найти средства на фильм, а то и просто работать бесплатно. Стоимость минуты в сериалах понятнее, поскольку серии делаются конвейерным способом и можно уложиться в производственные расходы. Авторская анимация требует гораздо больше времени. За две недели нельзя снять десяти- и даже пятиминутный фильм. «Гофманиаду» я снимал долгие годы: покадровая съемка, компьютерная обработка... Из-за нехватки денег картина все время останавливалась. Приходилось доказывать, что уже есть интересные моменты и необходимо их продолжение.

— А ведь у анимации безграничные возможности, ей все доступно.

— Да, в принципе мы можем сделать и то, что в игровом кино выглядит не слишком убедительно: любой персонаж может летать или превращаться в кого-то другого — если, конечно, это органично придумано. Для того кукольная анимация имеет прекрасное современное техническое вооружение. Она очень хорошо соединяется с 3D, виртуальные персонажи здесь совершенно естественны. Помогают объемное сканирование и печать — сменные головки кукол или, допустим, тысячу различных автомобилей можно делать куда быстрее, чем раньше, а на 3D-принтере печатать декорации, и все это будет на великолепном художественном уровне.

Исторические персонажи ярко шаржированы и одновременно поразительно реалистичны

— Многие считают, что куклы — это нечто несерьезное, для детей. Но в советские времена Вадим Курчевский снял кукольных «Пер Гюнта» и «Мастера из Кламси», Идея Гаранина — «Балаган» по Гарсиа Лорке и «Бедную Лизу» по Карамзину. Вспоминается и ваш интересный «Большой подземный бал»...

— Хорошо, когда представлены все виды анимации. В советские годы «Союзмультфильм» выпускал 12 кукольных фильмов в год, рисованных — еще больше. У каждого мастера был свой стиль, этим наша анимация отличалась от диснеевской. Почерк художника не нивелировался индустрией, каждый создавал собственный мир. Из-за этой уникальности советской анимации ее золотая коллекция до сих пор востребована во всем мире. Даже одни и те же режиссеры могли работать в совершенно разных стилях. У Ивана Петровича Иванова-Вано, моего учителя, снявшего более 60 фильмов, «Левша» совершенно не похож на «Снегурочку» или «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

Раскрывая новые возможности, отечественные мастера определяли пути и всемирной анимации. Японец Хаяо Миядзаки не устает повторять, что на него повлияли наши классики — Хитрук, Атаманов, Норштейн. И, по сути, у него настоящая, в хорошем смысле слова советская классическая анимация, притом каждый фильм решен по-своему, глубоко и тонко.

— Российская анимация сохраняет эти традиции?

— Пытается. Но, к сожалению, все больше преобладают сериалы: их делать легче. Трудно делать рисованную анимацию — от нее почти отказались. А кукольную практически свели к нулю — это очень медленная работа, требующая особого мастерства. Съемки ведутся с миллиметровой точностью, позволяющей кукле стать живой. А если пойти по схеме, шаблону, выйдет что-то типа рекламы, уже на гораздо более низком уровне качества. Раньше переживали, что у нас нет индустриальной анимации, как в Америке, где делалось 800 фильмов с одним персонажем, как какой-нибудь «Утенок Дональд». Конечно, это удобно для продажи. Но произведения искусства не тиражируются.

— Однако один из самых знаменитых наших коммерческих мультфильмов, «Маша и Медведь», невероятно успешен.

— Этот сериал снимается по всем правилам классической анимации. Крепкий сценарий, хорошие актеры, персонажи отлично двигаются. По крайней мере так было в первых фильмах. Следующие серии, к сожалению, стали делаться все быстрее, подрастеряв многие художественные качества.

— Многие ли из молодых аниматоров настроены на серьезное авторское кино?

— Чтобы делать авторский фильм, требуется на год-два забыть об идее что-либо на нем заработать. Это абсолютно убыточное предприятие. Необходимо искать параллельную работу, дающую возможность существовать. Кстати, и Булгакову приходилось писать газетные фельетоны, что ему не всегда нравилось. «Искусство требует жертв» — не пустая фраза, это вам подтвердят множество творческих людей. Кто-то вообще снимает без студий, практически в домашних условиях, по нескольку лет. Я видел такие фильмы на фестивалях, среди них немало талантливых. Благодаря таким энтузиастам российская анимация и сохраняет в мировом контексте свое лицо.

Думаю, что это вообще качество русского духа — быть уникальным и никому не подражать.

От редакции

Фильм уже активно поддерживают его будущие зрители на краутфандинговой платформе Planeta.ru. Таким образом каждый любитель анимации может войти в число создателей ленты.

Дочь Василия Макаровича считает, что его могли отравить...

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Слухам о насильственной смерти Шукшина без малого полвека. Фото: Генриетта Перьян, globallookpress.com

Актриса Мария Шукшина, известная кроме ярких ролей еще и своими резкими, порой экстравагантными высказываниями, заявила в СМИ, что ее отца — актера, режиссера, писателя Василия Шукшина, которому в эти дни могло бы...

90 лет назад родился блистательный комедийный актер Пьер Ришар

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: Екатерина Цветкова, globallookpress.com

Мало кто знает, что его полное имя звучит куда солиднее — Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефе. Предки актера по линии отца принадлежали к старинному французскому аристократическому роду. Его дед был крупным предпринимателем....

Разговор с человеком, чья до предела насыщенная жизнь – путь к гармонии с природой

Сергей Бирюков
Труд
Познание природы – лейтмотив жизни Сергея Ястржембского. Фотографии предоставлены студией «Ястребфильм»

Знаменитый путешественник, охотник, кинодокументалист, писатель, а в прошлом не менее известный политик Сергей Ястржембский выпустил в издательстве «Бослен» книгу «Надежды выстрел». Ее главная мысль: цивилизованная охота...

Из многочисленных анекдотов о «дорогом товарище» Брежневе именно этот процитирован в заголовке по двум причинам

Сергей Беднов
Труд
Сериал «Игры» посвящен московской Олимпиаде 1980 года. Фото: imago sportfotodienst via www.imago-images.de, globallookpress.com

Сериал «Игры», о котором пойдет речь, как раз посвящен подготовке и проведению главного мирового спортивного события, состоявшегося в 1980-м в Москве. А престарелый генсек подан в нем столь карикатурно,...

Культура 00:06 / 06 Сентября 2024 8637
«Брат-2» живее всех живых

Зрители назвали 50 лучших отечественных картин, снятых в XXI веке. Обозреватель «Труда» представляет список своих предпочтений

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Брат-2». Фото: kinopoisk.ru

Сайт «Кино Mail.ru» составил рейтинг лучших, по мнению российских зрителей, отечественных фильмов XXI века. Топ-50 подготовили на основе оценок и количества голосов пользователей проекта. Получился рейтинг, который...

Культура 01:10 / 30 Августа 2024 8568
Русский Дон Кихот

Жизнь и судьба Анатолия Солоницына

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Анатолий Солоницын в фильме Андрея Тарковского «Сталкер». Мосфильм. 1979. Фото: globallookpress.com

Выдающемуся актеру Анатолию Солоницыну 30 августа могло бы исполниться 90. Из них он прожил на свете всего 47 лет. Сыграл (такова уж в его случае магия цифр) 47 ролей. Многие из них вошли в золотой...

Даже звезды становятся жертвой пресловутого квартирного вопроса. Свежий пример – история с недвижимостью Ларисы Долиной

Алекс Зверев
Труд
Добычей мошенников стала московская квартира певицы стоимостью 120 миллионов рублей с хвостиком. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Квартирный вопрос продолжает портить даже знаменитых россиян. В печальный список попала и Лариса Долина. История с продажей ее жилища может обернуться певице потерей денег и репутации. Телефонные мошенники имеются везде,...

Культура 00:17 / 16 Августа 2024 7758
EVA и грехи

Евгения Васильева взялась за «Мастера и Маргариту»

Дина Егорова
Труд
Евгения Васильева: почти автопортрет? Изображение из открытых источников

В Московском доме художника на Кузнецком Мосту открылась выставка скандально известной экс-чиновницы Минобороны Евгении Васильевой «Звук тишины». Вернисаж посвящен «всем женщинам, которые страдали от Любви»...

Культура 00:02 / 16 Августа 2024 7704
Календарь: 16 августа

55 лет назад не стало одного из любимейших советских артистов Марка Бернеса

Труд
Советский актёр кино и дубляжа, эстрадный певец Марк Наумович Бернес. Фото из открытых источников

1585 Скончался Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. 1896 В Клондайке открыто месторождение золота. Сюда устремились десятки тысяч золотоискателей, среди которых был и 21-летний Джек Лондон, будущий писатель. 1941 Издан приказ...

МТЮЗ начнет сезон со спектакля о наших современниках

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Супруги Хелимские на фоне картины «Мир Кристины» (Полина Одинцова и Илья Смирнов). Фото Елены Лапиной предоставлено литчастью МТЮЗа

После летнего антракта вновь открывают двери многие театры, в том числе и МТЮЗ. Скоро он покажет премьеру Петра Шерешевского «Медовый месяц в «Кукольном доме» — постановка вышла в конце июня,...

Культура 00:16 / 16 Августа 2024 7517
По следу древней воли

Новый взгляд на связи России с кочевым миром Великой степи

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото с сайта Государственного исторического музея

Исторический музей мастерски устраивает выставки, переносящие в далекое прошлое. Конечно, и недавние события ему подвластны, но произошедшее век-другой назад, как правило, окружено массой интереснейших документов и артефактов....

Об этом сообщил Telegram-канал Mash со ссылкой на продюсера Сергея Дворцова

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Российские артист и телеведущий Максим Галкин (включен в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ) опроверг информацию о том, что певица Алла Пугачева планирует до конца года дать в России большой сольный концерт. «Выдумки от...

Язык дан людям для общения и понимания, но те «используют его в политических целях», подчеркнул Андрей Данилко 

Фото: © Maxim Burlak, globallookpress.com

Украинский юморист и певец Андрей Данилко, прославившийся благодаря образу Верки Сердючки, дал интервью латвийскому телеканалу LTV Ziņu dienests. В нем он, в частности, заявил, что от русского языка «отказаться невозможно». Артист...

Культура 00:07 / 09 Августа 2024 6936
Лето с монстрами

Почему наш экран переполнен фильмами ужасов

Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

За две недели проката фильм ужасов «Собиратель душ» собрал (простите за невольный каламбур) 234 млн рублей. Это второй результат года для иностранных релизов — первенство пока остается за «Министерством...

Культура 18:01 / 17 Августа 2024 6832
Восточный ветер

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Philippe Lissac/GODONG, globallookpress.com

До недавнего времени самым популярным у нас азиатским писателем считался Харуки Мураками. Его истории о герое-одиночке читались взахлеб. Привлекали привычные русскому человеку размышления о счастье и о невозможности...

Культура 20:01 / 17 Августа 2024 6791
Та еще Золушка

Именно ее привела в пример сваха всея Руси Роза Сябитова: она посоветовала ищущим женихов девушкам внимательнее читать сказки

Труд
Янина Жеймо в роли Золушки и Алексей Консовский (Принц) в легендарном фильме 1947 года. Фото: globallookpress.com

Роза Сябитова, бессменная ведущая шоу «Давай поженимся!», посоветовала девушкам, находящимся в поисках жениха, внимательнее читать сказки. И в качестве примера привела «Золушку», обратившись к своим...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?