Совсем скоро, 12 апреля, мы отметим 200-летие великого драматурга. Естественно, в московских театрах появляются все новые премьеры по его пьесам. Одна из них – «Красавец-мужчина» режиссера Данила Чащина в Театре им. Пушкина. Спектакль, вышедший еще в зимние дни, будто создан с мыслью о весенних праздниках: сцену украшают их атрибуты – розовые плюшевые медведи и сердца. Довольно необычно для Островского, но если учесть, что одна из основных черт главной героини – инфантилизм, эти аксессуары не кажутся неуместными.
Практически не меняя оригинальный текст, режиссер переселяет персонажей известной пьесы в современный мир. Действие начинается в модном ночном клубе (у Островского указан сад летнего клуба, так что создатели спектакля недалеко ушли от замысла драматурга). На сцене – большая статуя Давида, воплощающая здесь идеал мужской красоты и предмет женских мечтаний. На ее постаменте надпись «Chill», что означает «расслабляться», и это вполне отражает суть главных героев – неотразимого Аполлона Окоемова и его жены Зои. Оба живут, ни в чем себе не отказывая, и спускают деньги, не ими нажитые. Иными словами – «золотая молодежь».
Но ничто не вечно под луной. И когда cредства от приданого Зои кончаются, Аполлон (Владимир Жеребцов играет его в очередь с Дмитрием Власкиным), как мотылек, готов перепорхнуть на следующий цветок, то есть уйти к другой богатой даме. Он уговаривает супругу согласиться на развод, причем сделать так, чтобы виновной в нем считалась она. Редкая женщина в здравом уме согласилась бы на такое, но Зоя в исполнении Анны Бегуновой (в другом составе героиню играет Анастасия Лебедева) так обожает красавца-мужа, что в его присутствии кажется буквально загипнотизированной. И хотя его предложение для нее – страшный удар, ради счастья супруга эта хрупкая эффектная блондинка согласна на все.
Окоемову принято считать жертвой, но в спектакле становится очевидно, что это не совсем так. Ведь она сама когда-то «купила» мужа большим приданным. А чего стоят ее пренебрежительные слова про «разных бесприданниц», которые когда-то заглядывались на ее будущего жениха?! Кстати, свою знаменитую «Бесприданницу» Островский написал четырьмя годами раньше, и вполне возможно, что ее главный герой Паратов, бросив Ларису, женился именно на такой девушке, как Зоя.
Новая избранница Окоемова, Сусанна, в исполнении Анастасии Паниной недурна собой. Но чтобы проверить будущего мужа, она принимает на себя личину богатой и уродливой купчихи. И перевоплощается в существо, похожее одновременно на лошадь и гусеницу – на костылях и с огромным задом, которым она очень смешно виляет (этой частью тела управляют два человека) – зрительный зал покатывается со смеху. Однако Окоемов, в глазах которого одни дензнаки, смотрит на такое чудище с умилением.
В спектакле много необычных придумок художника Даниила Ахмедова, которого режиссер Чащин называет полноценным соавтором постановки. Например, к неудачливому поклоннику, которого муж приказал Зое обнадежить, она спускается сверху в гигантском захвате, словно приз в игровом автомате. Это и выглядит эффектно, и метафора считывается: героиня – игрушка в руках мужчин.
От позора и сожительства с нелюбимым человеком героиню спасают мудрый дядюшка и местная помещица Сосипатра Семеновна. Их с огоньком играют Владимир Майзингер и Ирина Бякова, давая фору молодым коллегам-актерам.
В финале Окоемова произносит прочувствованный монолог от имени честной и преданной женщины. И заканчивает его словами: «Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки». Героиня, как светский человек, ищет популярности в соцсетях, хоть и желает сделать доброе дело – предостеречь других представительниц прекрасного пола. Но чужие примеры редко чему-то учат. Вот и в конце спектакля приходит весть, что вырастившая Зою ее уже немолодая тетя (которую актриса Вера Воронкова упоенно подает роскошной женщиной) вышла замуж за молоденького альфонса. Ярмарка тщеславия продолжается.