Организаторы кинофестиваля «Окно в Европу», который пройдет в Выборге с 4 по 11 августа в 31-й раз, провели в минувший вторник пресс-конференцию навстречу предстоящему культурному событию. Была объявлена большая, насыщенная программа. И, помимо прочего, прозвучало новое название киносмотра. Отныне фестиваль будет именоваться «Выборг».
Свое решение устроители киносмотра ранее мотивировали так: «Как известно, ключевые кинофестивали часто именуются по городу проведения. Фестиваль российского кино в Выборге остается событием, нацеленным на культурный диалог». Но «в свете происходящих в мире событий нам бы не хотелось, чтобы название фестиваля провоцировало споры».
Не очень, правда, понятно, почему при этом кинофестиваль в Иваново называется «Зеркало», фестиваль в Ханты-Мансийске — «Дух огня», а фестиваль в Мурманске — «Северный характер», а не по именам своих городов. И уж совсем непонятно, какие споры могло вызвать словосочетание «Окно в Европу», идущее еще из Петровской эпохи.
Впервые это изречение в 1759 году употребил итальянский знаток искусств и путешественник Франческо Альгаротти. «Петербург, — писал он в своем сочинении «Письма о России», — это огромное окно, назову его так, открывшееся недавно на Севере, через которое Россия смотрит в Европу». Благодаря Пушкину словосочетание «окно в Европу» со страниц поэмы «Медный всадник» слетело в жизнь и стало афористичным.
Когда фестиваль замышлялся его отцами-основателями (а среди них были режиссеры Марлен Хуциев, Савва Кулиш, Станислав Ростоцкий, композитор Микаэл Таривердиев), то никто особо не надеялся, что Выборг победит в споре с Каннами, Венецией, Берлином, и на берег Выборгского залива хлынут звезды голливудского и европейского экрана. Задача состояла в другом: подтянуть уровень российского кино до высоких образцов качества, попытаться прорубить для наших фильмов то самое окно в европейский, мировой кинопрокат.
Да, акцент в Выборге изначально делался на российском кинематографе, но здесь привечали фильмы совместного производства, пестовали картины, которые имели шанс попасть на зарубежный рынок. В Выборге прогремели фильмы «Особенности национальной охоты» и «Кукушка» Александра Рогожкина, «Телец» Александра Сокурова, «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» Андрея Хржановского, ленты Станислава Говорухина, Владимира Хотиненко, Алексея Балабанова, Алексея Учителя, Ларисы Садиловой, Авдотьи Смирновой...
При многолетнем президенте фестиваля Армене Николаевиче Медведеве возник специальный конкурс «Копродукция: окно в мир», в рамках которого показывались игровые, документальные фильмы совместного производства. К примеру, несколько лет назад в этом конкурсе победил фильм Дарьи Жук «Хрусталь», в работе над которым приняли участие кинематографисты Белоруссии, России, Германии, США. Впоследствии «Хрусталь» завоевал «Нику», получил десятки наград на отечественных и международных кинофестивалях, впервые за последнюю четверть века представлял белорусское кино на «Оскаре» и вышел в прокат во многих странах мира.
Одной из традиций «Окна в Европу» была поездка делегации российских кинематографистов в близлежащий к Выборгу финский город Котка, где проходили показы наших фильмов и их обсуждение с тамошними зрителями. Приезжали на фестиваль и зарубежные кинематографисты, здесь звучала английская, немецкая, финская речь. И вот теперь фестиваль будет назваться просто «Выборг».
Ничего не имею ни против прекрасного старинного города, основанного еще в 1293 году, ни против нового названия киносмотра. Однако получается, что фестиваль не только обнулил 30 лет своей истории, но и замахнулся, как минимум, на 300 лет истории России, в которой взаимовыгодное сотрудничество с Европой было среди приоритетов российской экономической, культурной политики. И что, теперь заколотим прорубленное нашими предками «Окно в Европу» ржавыми, уже не раз использованными гвоздями?
А то ведь и собственных гвоздей, как недавно с долей изумления признавалась председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, мы не производим...