Вроде бы аксиома: масштабные исторические события порождают новое искусство, великие произведения. «За окном мировое потрясение, а новой Седьмой симфонии Шостаковича все еще нет!» — сокрушается знакомый музыковед. Великая Седьмая с ее знаменитой флейтой и барабаном создавалась в блокадном Ленинграде, а исполнение произведения оркестром Ленинградского радио транслировалось на весь мир. Нет уж, говорю, я лучше без новой симфонии обойдусь, если они такой ценой достаются. Но что-то же и от нашего времени пандемии должно остаться?
Если присмотреться, в нынешней музыке тоже кое-что происходит, но взлетом к новым вершинам все это назвать трудно. Например, интернет вдруг уравнял всех в правах — любителей и профи. Иной раз какой-нибудь мистер Х, в обычной жизни официант или полицейский, выдаст такой класс, с таким чувством и нервом, что задумаешься: а нужна ли нам вообще такая профессиональная эстрада, где все всё давно уже спели? Впрочем, и вопрос, и ответ не блещут новизной.
Классические музыканты дают виртуальные концерты, получается: гм, по-разному. Все-таки классику надо играть в нормальных залах, с акустикой и дирижером. Рок-музыканты выкручиваются как могут. Metallica сыграла тихую версию своего давнего грохочущего хита «Blackened». Оказалось — почти блюз, и слова наконец-то разобрать можно. Роджер Уотерс, бывший из Pink Floyd, поразил домашней версией песни «Mother» из альбома «The Wall». Простое акустическое звучание — и так пронзительно! А ведь Pink Floyd всегда считалась довольно помпезной группой, где все сплошь визуальные и звуковые эффекты.
Наши звезды тоже творят. Одни, как Леонид Агутин, поют онлайн свои былые хиты в акустическом исполнении. Другие сочиняют нечто на злобу дня. Как БГ, у которого уже целый песенный сериал «Подношение интересному времени». Впрочем, Борис Борисович в любое время крайне плодотворен. Более показательный пример — группа «Несчастный случай» и их песня «Мир во время чумы». Галанин нечто с плосковатым «карантинным» текстом на днях выпустил. Максим Галкин сделал пародию на арию Мистера Икса «Всегда быть в маске», облачившись в костюм Бэтмена. Ну да, еще есть маски медицинские — убийственная метафора, ха-ха. Такие вот хохмы:
Творцов можно понять. Концертов нет, доходов тоже, когда это все восстановится, никто не знает. И что в такой ситуации делать? Сидеть дальше и трезветь, ожидая, что в очищенное сознание придет светлая мысль?
Лично для меня многое о состоянии поп-тусовки сказал документальный фильм «Шоу-бизнес на карантине: Выживут ли звезды?», показанный в минувшие выходные на «Муз-ТВ». В нем кто-то из знаменитостей тревожится, что деньги за билеты на отмененные концерты придется возвращать, кто-то деловито оценивает убытки «нормальной» российской звезды в сумму от 10 до 60 млн рублей в месяц (1-3 млн гонорар за концерт и 10-20 концертов), кто-то скорбит о возможном закрытии своих бизнесов... А девушка, во многих рейтингах «певица года — 2019», делится в соцсети: «Так, я должна составить себе график, во столько-то просыпаться. Что-то есть, заниматься спортиком, заказала детоксик, чтобы не расплыться, а на следующий день мне говорят, слушай, у тебя есть такой шанс отдохнуть, бери попкорн, ложись перед сериальчиком...».
Жалко девушку, не правда ли? Заметили: ни слова о том, какая музыка нужна сейчас людям. Придется, видимо, ждать, когда в умах, очищенных «детоксиком» и «спортиком», родится нечто новое и настоящее. Хотя ждать придется долго. Кстати, «Yesterday», «Подмосковные вечера», «Этот поезд в огне» рождались без всяких детоксика и попкорна...
Стоп, а не на пользу ли все случившееся, включая описанный фильм, зрителю и слушателю? Это тот самый случай, когда сама жизнь во всем мире устроила тотальную проверку артистам на вшивость, извините за выражение. Кто чего стоит без своего продакшена хваленого. Интересно будет выяснить, выстоит ли мир без очередного шикарного клипа Филиппа Киркорова.