«Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи, не ведая стыда, / Как желтый одуванчик у забора, / Как лопухи и лебеда...». Эти ахматовские строки приходят на память, когда читаешь книги, раскрывающие подробности писательского творчества и быта, скользишь взглядом по приметам времени, в котором они жили, творили, бедствовали и радовались. Что это — обыкновенное любопытство, желание заглянуть в щелку на то, что нам вовсе не предназначалось? Или стремление прикоснуться к тайне, к замыслу, дойти до сути? Впрочем, ищите ответ сами!
Корней Чуковский «Жизнь моя стала фантастическая. Дневники. Книга первая. 1901-1929 годы»
Корнея Чуковского мы все знаем наизусть. «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Тараканище» — с этими героями росли наши мамы-папы, про них мы читаем теперь своим ребятишкам. И те, представьте, запоминают эти сложенные давным-давно вирши с полуслова. Но есть еще и Чуковский-летописец. Как и другой писатель, Михаил Пришвин, чьи книжки знакомы нам с «Родной речи», своим главным произведением Корней Иванович считал дневники. Он вел их почти 70 лет.
Перед нами первая книга большого переиздания дневниковых записей Чуковского, охватывающих и Серебряный век, и революцию с Гражданской войной, и первые советские годы. На страницах в ближнем — не благоговейном, а вполне человеческом — приближении появляются такие люди, как Гумилев, Блок, Репин, Ахматова. В интересных подробностях отражен непростой путь автора «Тараканища» к славе детского поэта, где взлеты чередуются с падениями (одна борьба с «чуковщиной» чего стоит!). Первый том насчитывает 900 страниц превосходной прозы. Которая, кстати, никогда к изданию не планировалась, а теперь открывает и автора, и его время с редкой дотошностью.
Кирилл Рябов «Дирижабль»
Новый роман петербуржца Кирилла Рябова посвящен вовсе не воздухоплаванию, как можно заподозрить из названия, а писательскому труду. Вы можете взглянуть поближе на литературный процесс, войдя к «инженеру человеческих душ» не с парадного подъезда, а с черного хода.
Живущего в провинции писателя, которого поманил да обманул успех, пронеся мимо носа премию «Национальный бестселлер», полузнакомый продюсер зовет в Санкт-Петербург. На кону миллионный контракт с колбасным олигархом. Писатель, наивная душа, едет в город на Неве, озарявший тусклым светом путь великих мастеров слова, но вместо прилива вдохновения его ждет водоворот приключений. Полученный аванс куда-то испаряется с карточки, олигарх грозит страшными карами, из стены питерской квартиры смотрит какая-то зловещая рожа. Ну а сам герой беспробудно пьет. И в этом пьянстве не только проблемы его, но и спасение...
Роман маленький и смешной. Тот самый случай, когда смех сквозь слезы — очень по-петербуржски.
Татьяна Ерова «Город с сотней лиц: экскурсии по мемориальным квартирам знаменитых петербуржцев»
А под этой обложкой еще одно приглашение к классикам. Даже если мы с ними разминулись в десятилетиях и веках, не беда: двери их жилищ открываются. Заходи, располагайся, только не мешай. Можно поглядеть, как жил Достоевский, взглянув на кровать и письменный стол, которыми пользовался Федор Михайлович, и увидеть из окна то, что видел автор «Преступления и наказания». Автор дает нам редкую возможность побывать в гостях у Пушкина, Бродского, Набокова, посетить коммуналку Довлатова. Заглянем и в дома к великим живописцам Репину и Куинджи, великому певцу Федору Шаляпину.
И даже к Виктору Цою — правда, не домой, а в ныне мемориальную котельную «Камчатка», где рождались его хиты и зрел вечно актуальный припев: «Перемен требуют наши сердца!»...