Главная Культура 22:15 24 Сентября 2016 4233
Вышел ёжик из тумана

Кто он, Юрий Норштейн? Добрый волшебник с железной волей

Елена Широян

Выдающийся режиссер анимационного кино, автор лучших в мире мультфильмов «Ежик в тумане» и «Сказка сказок» отмечает 75-летие выставкой «Художник рисует фильм. Ярбусова и Норштейн».

Трудно вообразить более тихий, непафосный юбилей, особенно когда это 75-летие настоящего классика. А в том, что Юрий Норштейн — классик с мировым именем, вряд ли кого-то нужно убеждать. За плечами больше полувека работы: в 1961-м он пришел как художник-мультипликатор в студию к легендарным Иванову-Вано и Федору Хитруку, работал над полусотней фильмов, включая ленты «Левша», «Каникулы Бонифация», «Варежка» и «Чебурашка».

Когда и сам стал режиссером на родном «Союзмультфильме», создал мультики, на которых выросло не одно поколение: «Сеча при Керженце», «Лиса и заяц», «Цапля и журавль», «Ежик в тумане». А еще там сложилась грустно-лирическая эпопея «Сказка сказок» — в 1984 году в Лос-Анджелесе ее признали лучшим анимационным фильмом всех времен и народов. Правда, спустя 20 лет у критиков случится так называемый когнитивный диссонанс: в Токио-2003 лучшим фильмом всех времен и народов назовут «Ежика в тумане»: Норштейн победит сам себя, хотя и признается, что свои мультфильмы заново смотреть не любит. Кстати, в далекую восточную страну режиссера приведет картина «Безумные стихи» по хокку Басё — эпизод японского цикла «Зимние дни». В музее Джибури в Токио с триумфом пройдет его выставка, будут выпущены книги и открытки, вручен орден Восходящего солнца (2004).

Лауреат Государственной премии СССР и премии имени Андрея Тарковского «За авторский вклад в развитие искусства», премий «Триумф» и «Своя колея», обладатель множества призов на международных форумах, Норштейн, в отличие от многих «прижизненных классиков», без патетики воспринимает собственный юбилей. Да и о чествовании не слышно — напротив, еще летом режиссер заявил в интервью, что пышным торжествам предпочтет спонтанные визиты друзей. К сожалению, не видно и ретроспективы фильмов мастера. И невольно задаешься вопросом: а что делать тем зрителям, которые не «живут» в интернете и не владеют техникой, позволяющей «крутить» кассеты и диски? Нет, правда, ведь не все в стране так обеспечены, что могут найти альтернативу телевизору. А по «ящику» в последнее время почти не найти тех лент, которые вошли в золотой фонд мировой анимации. Теперь трудно поверить, что в советские годы «Сказка сказок» демонстрировалась 14 месяцев без перерыва в одном из главных кинотеатров Москвы! Так прививался хороший вкус массовому зрителю.

У себя в мастерской Юрий Борисович колдует над старыми пленками — готовит диск со своими фильмами, чтобы выпустить их «в первоначальном виде». Эта работа, «запись в цифру», по признанию мастера, идет «с огромным скрипом», но перепоручить ее никому нельзя. Норштейн говорит: «Никто, кроме меня, не может этот процесс проконтролировать. А теперь приходится думать о коммерции, — и невольно взрывается гневом: — Нечто омерзительное — капитализм. Ненавижу всем существом!»

Можно понять режиссера: едва ли не главная его боль — невозможность завершить фильм по гоголевской «Шинели», над которым Норштейн вместе с женой и постоянным соавтором Франческой Ярбусовой работают с начала 1980-х. Многие видели необычайно выразительные эскизы к нему, часть фильма даже смонтирована, но из-за отсутствия финансирования этот замысел никак не удается воплотить. А ведь автор — народный артист России и кавалер Ордена искусств и литературы Франции. Правда, облик его бесконечно далек от «звездных» стандартов, скорее это образ доброго волшебника из сказок Андерсена. Тихий голос, мягкие манеры старомосковского интеллигента: и лишь немного печальный твердый взгляд выдает несгибаемый характер. Становится ясно, что этот человек преодолеет трудности нашего жестокого времени. Почему-то веришь, что «Шинель» выйдет наконец на экраны, удастся диск, а там, возможно, будут реализованы и другие планы.

К счастью, на днях в московской галерее Altman’s Gallery открылась выставка «Художник рисует фильм. Ярбусова и Норштейн». Здесь собраны три десятка листов: это сделанные художницей Франческой Ярбусовой эскизы к фильмам «Лиса и заяц», «Цапля и журавль», «Сказка сказок». Здесь же несколько эскизов к «Шинели» и уникальный «аквариум» с Ежиком — героем мультфильма, который стал абсолютно новаторским по техническому решению. Необычная объемность изображения достигалась благодаря методу многоярусной перекладки, когда художники использовали несколько слоев прозрачного стекла. Именно это позволило Норштейну еще в середине 1970-х, когда о 3D-технологиях и не слышали, создать тот чародейственный туман, который навсегда остался в памяти зрителей.

«Алхимию» аниматоров приоткрывают рабочие наброски и раскадровки, эскизы и макеты, в которых оживают сцены фильма «Ежик в тумане». Поклонники могут унести с собой подписные авторские жикле (листы высокой печати), а также две книги Норштейна — все того же «Ежика в тумане» и «Снег на траве».

Как хорошо, что маленькая выставка дала повод написать о большом художнике. Как досадно, что юбилей великого режиссера его родной город отмечает лишь крохотной выставкой и не в госмузее, а в частной галерее, о которой и знает-то горстка людей. В 2005 году большая экспозиция Ярбусовой и Норштейна целое лето «стояла» в Отделе личных коллекций Музея изобразительных искусств имени Пушкина, принимая тысячи благодарных посетителей. О причинах сужения пространства для искусства режиссер говорит резко и однозначно: «Почему мы должны создавать в культуре капиталистическую систему? Культура — это дело государства. А если отдать ее на откуп олигархам, будет катастрофа. Да, в советское время была цензура, но там всегда находились и просвещенные люди. А здесь, если этот организм отравлен, он отравлен снизу доверху. Образование, культура всегда были формообразующей идеей страны. Даже в страшном 1918 году выпускались прекрасные журналы и книги, создавались картины...».

Тем не менее, Юрий Норштейн остается историческим оптимистом: он надеется на «генетическую устойчивость» — это понятие из сферы биологии, по его мнению, можно применить и к национальной культуре. А таким людям, как Норштейн, всегда хочется верить.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9490
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7188
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?