Главная Культура 00:01 24 Июля 2020 2772
Сын Остапа Бендера нашелся в Таиланде

Киносезон после пандемии откроется новой российской комедией

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото: www.kinopoisk.ru

Немолодой мужчина приходит в себя на пляже Таиланда. Он полураздет и бос, у него нет паспорта, денег, вещей. В результате удара по голове старик потерял память и не помнит ни своего имени, ни причины, по которой он оказался далеко от дома. Впрочем, где его дом, он тоже не помнит. С такой интригующей завязки начинается российско-таиландский фильм «Хэппи-энд», который 1 августа открывает киносезон в России. Главную роль в фильме исполнил известный грузинский актер Михаил ГОМИАШВИЛИ, на счету которого более 60 ролей в кино. Помимо прочего, он еще и сын Арчила Гомиашвили — несравненного Остапа Бендера в «12 стульях» Леонида Гайдая.

— Михаил, ваш герой по национальности грек, говорит он по-русски, на стадии сценария, по некоторым сведениям, ругался по-турецки. Почему актера на роль с такой сложной родословной в итоге нашли в Грузии?

— Об этом вам лучше мог бы рассказать режиссер фильма Евгений Шелякин. Но я слышал его версию этой истории, могу пересказать с его слов. Все началось с замечательного сценария Константина Чармадова, который, кстати, полжизни прожил в Грузии. Прототипом главного героя послужил отец сценариста. Шелякину очень понравилась эта история, он загорелся желанием ее экранизировать. Оказавшись по случаю в Тбилиси, он посетовал в дружеском актерско-режиссерском кругу, что не может найти актера на главную роль. Ему сказали: если хочешь добиться стопроцентного попадания в образ Ксенофонта (так зовут персонажа), надо брать на роль Мишу Гомиашвили. Разумеется, были серьезные кинопробы, но в итоге я оказался в этом фильме.

— У вас много общего со своим персонажем?

— Когда я прочитал сценарий, то просто влюбился в этого мужика, оказавшегося в чужой стране без денег, без знакомых, без языка, но сумевшего постоять за себя. Да, у него ворчливый, где-то даже вздорный характер, но при этом в нем есть энергия, предприимчивость, неукротимый дух, чувство справедливости. Наверное, это нас и роднит.

Тайский актер Чарай Муэнпрайун и Михаил Гомиашвили понимали друг друга на съемочной площадке без слов.

— Сценарист принял ваше прочтение образа?

— Помню, мы снимали первые кадры фильма, где мой герой — голодный, босой, злой — бредет по набережной таиландского поселка. И вот я иду и краем глаза вижу, что какой-то мужчина, не похожий ни та тайца, ни на русского, а, скорее, на грузина — пристально смотрит на меня. И в глазах у него стоят слезы, как два маленьких моря. Позже выяснилось, что это сценарист фильма, с которым я до того не был знаком. Костя потом признался мне, что внешне я совсем не похож на его отца. Ни высоким ростом, ни своей сутулостью, ни бородой, которую его отец никогда не носил. И, тем не менее, он узнал в моем персонаже своего отца. Как это произошло, я не знаю. Наверное, за время работы над фильмом мы просто срослись с моим героем.

— Не знаете, будет ли фильм показан в Грузии?

— Пока не знаю, но очень этого хочу. Буду всеми силами добиваться того, чтобы кино обязательно посмотрели на моей родине. А вообще-то фильм достоин того, чтобы его широко показали в разных странах. В легкой комедийной форме он говорит о серьезных вещах. О том, что жизнь человеческая не заканчивается в 60-70 лет. Что ее можно «обнулить», заново начать в любом возрасте. Даже тогда, когда кажется, что все лучшее осталось в прошлом, важно не терять надежду, не опускать руки. И судьба, не исключено, повернется к тебе лицом. И даже позволит пережить позднюю влюбленность.

— Насколько я знаю, фильм снимался в Таиланде на протяжении двух месяцев. Тяжело было вдали от родных мест?

— Начали мы снимать зимой в Подмосковье, был январь, снег лежал по колено. А 31 января улетели в Таиланд и пробыли там до конца марта. Влажность воздуха была под 90 процентов, жара редко опускалась ниже 40 градусов. Но атмосфера на съемочной площадке царила изумительная. Шелякин собрал очень дружную команду. Прошло уже много времени со дня окончания съемок, а я скучаю по моей дорогой партнерше Жене Дмитриевой. По тайскому актеру с трудновыговариваемой фамилией Чарай Муэнпрайун, который на днях выложил в Фейсбуке нашу общую фотографию со съемок. По актеру Гоголь-центра Жене Сангаджиеву, который с блеском сыграл тайского мафиози. Наконец, по Володе Машукову, который всего на 8 лет младше меня, но который очень убедительно сыграл моего сына. То ли я так старо в свои 59 лет выгляжу, то ли Володя выглядит на удивление молодо, но первые зрители фильма поверили в наше экранное родство.

Владимир Мишуков сыграл в фильме сына Михаила Гомиашвили, будучи всего на 8 лет его младше.

— По грузинской кухне вы там не скучали?

— Не стану скрывать: я люблю вкусно поесть, хотя по моей сухощавой фигуре этого и не скажешь. А вкусная кухня — она у всех народов. Так что мы там не голодали, хотя пища у них очень острая даже для меня, южного человека. Каждый день ее есть не станешь. У тайцев есть такая национальная забава: кто больше съест острых перцев. Это своего рода поединок, спорт. У меня в фильме две такие «жгучие» сцены. Перцы были настоящие, не бутафорские. У меня искры из глаз летели, даже ничего играть не пришлось.

— Я слышал, что вы не умеете плавать, а ведь многие эпизоды в фильме связаны с вашим пребыванием в воде...

— Это может показаться забавным, но из 65 фильмов, в которых я снимался, примерно 15 так или иначе связаны с тем, что мне приходилось быть или под водой, или на воде, или над водой. И я каждый раз как-то справлялся. Может, мне помогает то, что я, не умея плавать, совсем не боюсь воды.

— Нам никуда не деться в разговоре от воспоминаний о вашем отце. Вы часто видели его в работе? Многому научились у него?

— Все мои детские и юные годы я был рядом с отцом. Наблюдал за его работой и на сцене Грибоедовского театра в Тбилиси, и в московских театрах, и на съемках фильмов «12 стульев», «Комедия давно минувших дней». Естественно, присматривался к его работе. Расскажу одну забавную историю. Как-то я присутствовал в Ленкоме на репетициях спектакля с участием моего отца. Он сидел, глубоко задумавшись, где-то у задника, в профиль к партеру, а на авансцене о чем-то яростно спорили Александр Збруев, Олег Янковский, Елена Шанина. В какой-то момент Марк Захаров прервал их спор: «Вы находитесь на первом плане, кричите, горячитесь, а на вас неинтересно смотреть. А сзади сидит Арчил, ни слова не говорит, но забирает все внимание на себя. Учитесь у него!».

Закончилась репетиция, мы с отцом едем домой на машине. Я в то время учился во ВГИКе, мне стало интересно, какой такой уникальной техникой обладает мой отец, что от него нельзя оторвать глаз даже в безмолвном эпизоде. Спросил его, о чем он думал на сцене. «Понимаешь, — ответил он через паузу, — я одному человеку бабки должен. Сидел, думал, где и как достать деньги». Я тогда рассмеялся, а потом понял, что он был по-своему прав. Потому что на сцене отец был сосредоточен на своей мысли, целиком погружен в нее, и эта внутренняя собранность в итоге передалась всем, кто на него смотрел. Если угодно, это тоже один из секретов мастерства.

— К вопросу о бабках. Ваш отец был не только актером, но и удачливым предпринимателем. Бизнес-жилка вам от него передалась?

— Ни в коем случае. Зарабатывать деньги я не умею, это отдельный талант. Я умею их только тратить, и то в умеренных количествах. Если бы мне платили больше за работу в театре и в кино, было бы намного лучше. Вот и все, что я могу сказать про бабки.

— Говорят, отец порывался оставить вас в Москве, но вы в итоге осели в Тбилиси...

— Он несколько раз забирал меня в Москву. Я учился в школе, потом во ВГИКе. Но через три-четыре года московской жизни срывался в Тбилиси. Отец хотел приспособить меня к этому самому бизнесу, поскольку не признавал меня как актера. «Оставь эту ерунду, делом займись», — внушал он мне. А я брыкался, отнекивался. Актерская моя судьба тем временем не очень складывалась. Как-то в московском аэропорту я случайно встретил выдающегося грузинского режиссера Темура Чхеидзе. Узнав, что я фактически без работы, он пригласил меня в театр имени Марджанишвили, где я вскоре сыграл главную роль в спектакле «Вечный муж» по Достоевскому. Отец приехал на премьеру. После спектакля он зашел в гримерную. «Занимайся и дальше этим делом, оно твое, — сказал он мне, — больше я тебе мозги компостировать не буду. А финансовые вопросы сам буду решать, как и раньше их решал».

— У вас не было желания попасть в московский театр?

— Начну с того, что меня никто в московские театры не звал. А я не привык строить свою карьеру по блату. Просить отца, чтобы он меня устроил в столичный театр, — это не мое. Куда позвали, туда пошел. С тех пор с удовольствием работаю в Тбилиси.

— Есть такое понятие: «настоящий тбилисец». Объясните, что это такое?

— Как мне кажется, это, прежде всего, интеллигентный человек. Со своей биографией, с предками, которых он чтит. Настоящий тбилисец — это еще и яркая, колоритная личность. При этом не обязательно, чтобы он кутил все 24 часа в сутки.

— Мне казалось, что настоящий тбилисец должен быть остроумным, уметь произносить тосты и петь в традициях грузинского многоголосия.

— Я никакой не тамада, не пою в традициях грузинского многоголосия, но считаю себя настоящим тбилисцем. А если кто-то решит это оспорить, пусть придет и осмелится сказать мне это в лицо. Что касается чувства юмора, то оно должно быть присуще любому человеку. Без юмора, самоиронии в нашем мире можно сойти с ума. Если у тебя этого нет, то ты пропащий человек. А если ты умеешь восхищаться достойными людьми и подтрунивать над собой — тогда ты настоящий сын своего города. Тбилисец ты, или ереванец, или бакинец, или москвич.

— И последний вопрос. Между Россией и Грузией сегодня непростые отношения. Лично меня, воспитанного, в том числе, и на фильмах Абуладзе, Иоселиани, братьев Шенгелая, на книгах Нодара Думбадзе, это ранит. Как вы переживаете эту ситуацию?

— Я полжизни прожил в России, полжизни в Грузии. Учился там и здесь. Снимался в России и Грузии. У меня очень много друзей как в Тбилиси, так и в Москве. Мои сестры живут в Москве. Не будем забывать, что у России и Грузии общая православная вера. Эти духовные, культурные связи невозможно перечеркнуть. В раздорах последних лет, считаю, нет вины российского и грузинского народов. Это вина российского и грузинского правительств. Политики что-то делят и никак не могут поделить. От этого страдают наши народы, наши страны.

Мне кажется, нельзя было до этого доводить. Думаю, здесь не обошлось без третьей силы. Без Америки, которая учит всех, как жить. Но зачем мне, скажите, Америка? Если у меня в доме проблема, то я постучусь к соседу, а не побегу на край света. Думаю, нашим народам надо быть умнее, перестать разматывать бесконечный клубок обид, выяснять, кто прав и кто виноват, кто первым начал. Верю, что рано или поздно к руководству наших стран придут люди, которые смогут начать отношения с нуля, с чистого листа. Как это сделал мой герой в фильме с программным названием «Хэппи энд».

У фильма будет счастливый конец, как и обещает название
Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36338
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8250
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4984
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4081
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4017
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...