Главная Культура 00:01 24 Января 2014 5032
Полина Кутепова: Эта вещь будет посильнее «Саги о Форсайтах»

Актриса — о съемках в телесериале «Две зимы и три лета»

Таисия карпова

На этой неделе телеканал «Россия» начал показ многосерийной экранизации тетралогии Федора Абрамова «Пряслины», многим известной также как «Братья и сестры». Премьеры подобного масштаба не было со времен фильмов «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень». В 26 серий с общим заглавием «Две зимы и три лета» входит весь роман и несколько десятилетий архангельской деревни и ее жителей. Обозреватель нашей газеты встретился на днях с актрисой Полиной Кутеповой, сыгравшей в фильме одну из главных ролей — Лизу Пряслину во взрослом возрасте.

— Полина, до прочтения сценария вы уже были знакомы с прозой Федора Абрамова? Насколько знаю, вы окончили в свое время лучшую литературно-филологическую школу Москвы...

— Нет, в программу, даже филологической школы, Федор Абрамов не входил, и это правильно. В 15-17 лет оценить всю глубину такой литературы невозможно. Понять и принять поступки героев Абрамова можно, только обладая жизненным опытом, которого не может быть в таком юном возрасте. На мой взгляд, история семьи Пряслиных по драматизму превосходит и «Сагу о Форсайтах» Голсуорси, и «Будденброков» Томаса Манна, а учитывая, что это все про нас, наших дедов и прадедов, думаю, с такой литературной основой сериал станет событием. Что касается подробного знакомства с романом, то приглашение сниматься в фильме как раз и стало отправной точкой для его прочтения. До этого удалось прочитать только одну из четырех частей, ну и, конечно, в свое время в Питере я посмотрела спектакль Льва Додина («Братья и сестры». — «Труд»).

— Это ваша первая совместная работа с режиссером Теймуразом Эсадзе?

— Да. Теймураз очень интересный и разносторонний человек, из семьи грузинских кинематографистов. По первому образованию он драматург и, кстати, сценарий к этому киноэпосу писал сам. Занятно, что с самого начала Тэмо видел меня в роли Анны, матери Пряслиных, в молодые ее годы. Уже приехав на первые пробы, я сказала, что хотела бы сыграть Лизу. И по прошествии времени меня вызвали второй раз на пробы — уже на роль Лизы Пряслиной. Вообще на эту роль пробовалось много актрис, но в силу многих обстоятельств Эсадзе утвердил меня. И вот интересно: когда мы были в Тверской области (съемки проходили в деревне Тетьково недалеко от Кашина) и снимали одну из сцен в поле, в перерыве ко мне подошел человек из местных, шофер, мы разговорились о съемках, о жизни в деревне. К слову, он прочитал все четыре части этой эпопеи... И спрашивает меня: «А вот вы — Лиза, верно? Вот я вас такой и представлял. И сразу узнал», — имея в виду не актрису Полину Кутепову, а именно абрамовскую Лизу. Это было неожиданно и, честно говоря, очень приятно. Значит, возможно, правильно я так настаивала на том, чтобы меня попробовали на Лизавету. Надеюсь, что и режиссер не пожалел, остановив свой выбор на мне.

— Ведь это далеко не первая роль такого плана в вашей биографии. Вспомним хотя бы Катерину в так сильно прозвучавшем «Штрафбате». Не говоря уж о вашей самой первой роли в кино в фильме «Василий и Василиса» по Валентину Распутину, тоже мастеру деревенской прозы...

— Приятно, что вы знаете про «Василия и Василису». Правда, назвать эти эпизоды в несознательном девятилетнем возрасте ролью у меня язык не повернется, но во время съемок в абрамовском материале я тоже вспомнила про тот фильм. И в первую очередь вспоминала Ольгу Остроумову, Василису, одну из дочерей которой я играла. Ольге Михайловне пришлось тогда так же, как мне в роли Лизы, прожить на экране жизнь своей героини, растянувшуюся на десятилетия. Это непросто. Но до конца понимаешь всю сложность задачи, только в реальности столк-нувшись с необходимостью входить в кадр сегодня 17-летней, а завтра — 43-летней. А это совсем разная пластика, взгляд, логика поведения: И вот еще что для меня роднило эти два фильма: та подробность в воспроизведении правды жизни, дотошность режиссера-постановщика в отношении деталей, которая практически ушла сейчас из кино. Ведь нам даже костюмы шили по лекалам того времени. Найти целую сохранившуюся деревню для съемок невозможно по многим причинам, но в Тверской области, где проходили съемки, выстроили — вернее, достроили к селу практически целую деревню по архивным фотографиям из Архангельской области.

— Многие с первых серий заметили, что актеры с той или иной степенью попадания попытались воспроизвести еще и определенную аутентичность речи. С этим были сложности?

— С такими вещами всегда много проблем, в частности при подготовке к озвучанию роли. И это правильно, я считаю, иначе и быть не может. Вообще когда я сравнивала сценарий с романом, оценила, насколько Теймураз Эсадзе бережно подошел к русскому слову, насколько попытался сохранить самого Абрамова.

Кстати, чтобы передать сложнейший говор, нам, актерам, раздали специально созданный для работы ролик с записью архангельских бабушек. Я вообще считаю, что режиссер здесь пошел единственно возможным путем золотой середины: актеры как бы намечали этот говор, не пытаясь воспроизвести его с абсолютной достоверностью. Во-первых, от этого могли пострадать роли (оттачивание говора отъело бы львиную долю усилий и времени), а во-вторых, зритель мог бы просто не понять, что именно персонажи говорят — настолько эта северная архангельская речь непривычна для неместного уха. И еще внимательный зритель заметит, как от серии к серии речь актеров меняется: если в 40-х годах повествования говор более заметен, то к 70-м он почти сходит на нет, что и происходило на самом деле в реальной жизни. Впрочем, и помимо речи актерам приходилось много чего осваивать: кому доить, кому косить, кому топором и пилой работать. Знаете, один из персонажей Абрамова произносит такую фразу: «Внуки и правнуки удивляться потом будут, спрашивать себя: а я справился бы?» Не знаю, справилась бы я, будь я на месте Лизы Пряслиной...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36338
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8250
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4985
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4082
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4017
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...