Если в прошлом году у многих любителей музыки была надежда, что скоро всё как-то устаканится и станет как прежде, то в 2023-м окончательно прояснилось: шоу-бизнес привыкает жить по новым — правда, так толком и не сформулированным — правилам .Взять историю со стоп-листом неугодных государству артистов. Он всплывал то тут, то там, но официально объявлен так и не был.
Уехавшие из России после начала СВО музыканты пытаются начать карьеру заново, ищут зрителей среди русскоязычной аудитории за рубежом, и у многих это получается. А на родных просторах их костерят в сетях и вымарывают из плейлистов радиостанций — но не из стриминговых сервисов. Возможно, запрет иноагентам размещаться на российских онлайн-площадках отложен на наступающий год. Впрочем, давние фанаты «Аквариума» или «Машины Времени» всегда найдут способ поностальгировать.
Тем временем россияне успели отвыкнуть от иностранных гастролеров. Промоутеры, как и все в стране, озаботились импортозамещением. Если увидите на афише нечто вроде Pet Shop Boys, не вздрагивайте. Это не диверсанты, а, как правило, анонс концерта местного оркестра, осваивающего недружественный репертуар.
Но музыкантам, продолжающим карьеру в России, тоже непросто. Нынче так легко показаться кому-то неблагонадежным. Ляпнешь сдуру что-нибудь не то, а «общественники» тут как тут — шлют сигналы куда надо. Что нередко приводит к отмене концертов и изгнанию из эфира. При этом голоса зрителей-слушателей, уже раскупивших билеты, в расчет почему-то не принимаются — помочь оступившимся могут разве что публичные покаяния. Так, украинке Ани Лорак удалось-таки провести концерт в Москве — она объявила, что выбирает Россию. Зато у Дианы Арбениной, в речах которой, видимо, недостает конкретики, часть концертов отменяется.
В «патриотическом» поп-лагере наблюдается ликование по поводу «изгнания врагов», но надежды на то, что освободившиеся места под солнцем достанутся «правильным» музыкантам, не оправдываются. Механическая замена в данном случае не работает: кто выступал по клубам, по-прежнему не собирает стадионы. Гранты, выделяемые на подъем духа патриотизма, кого-то обогащают, но практически не дают главного — новых хороших песен. И вообще может показаться, что за всех патриотов отдувается один Shaman: у него и аншлаги, и хайп в интернете, и даже хиты. Ярослав Дронов оказался в нужное время в нужном месте и предложил нужный репертуар, поскольку ветераны Газманов да Майданов уже не очень справляются с музыкальной пропагандой и агитацией или просто поднадоели.
Впрочем, успех Шамана не всем собратьям по душе. Песни его не звучат на «Русском радио» и не получают «Золотые граммофоны», поскольку владелец «Русской медиагруппы» Владимир Киселев постоянно упрекает Шамана в неискренности и «неправильном» патриотизме. А Игорь Матвиенко считает, что парень с ядерным чемоданчиком слишком прямолинеен, группа «Любэ» делает нужное дело тоньше и нежнее. Хотя вообще-то критикам стоило бы ответить Шаману не столько попреками, сколько опять же новыми песнями, ушедшими в народ. Увы...
С неожиданными проблемами в уходящем году столкнулись и рэперы. Вдруг выяснилось, что их концерты тоже могут отменять, а бдительные общественники во главе с Екатериной Мизулиной всматриваются в скороговорку с лупой, отлавливая мат и крамолу. Однако рэперы оказались ребятами договороспособными, быстро приводят репертуар в порядок и возвращаются на сцену.
В наибольшем выигрыше оказались, как ни странно, самые аполитичные поп-артисты. У тех, кто ничего не комментировал публично, нет проблем ни с концертами, ни со стримингами. На их выступлениях можно просто потанцевать и расслабиться, а не слушать лозунги. И есть ощущение, что публика, фрустрированная происходящими событиями, ходит на Мари Краймбрери, Клаву Кову и Jony в чисто психотерапевтических целях.
И вот на фоне такой картины маслом поп-ньюсмейкером номер один поразительным образом остается Алла Пугачева. Которая, за редчайшими исключениями (ну вот на днях заехала к знакомым в Тверь записать кое-что),давно не поет, но каждое ее телодвижение или высказывание попадает в информационные ленты и вызывает бурную истерику завистников. Требования «лишить» и «наказать» певицу не утихают. За что? Да неважно. Хотя бы за независимую позицию. Как будто есть такие наказания, что способны отменить тот вклад, который Алла Борисовна внесла в российскую музыку, и вычеркнуть из памяти десятилетия, когда певицу слушали миллионы.
Параллельно как-то поутихли разговоры про отмену русской культуры на Западе. И то сказать: гораздо больше российских мастеров культуры стали «нежелательными» в самой России, а русская поп-музыка продолжает проникать за границу, хотя и окольными путями. Взлет популярности в «ТикТоке» «Моего мармеладного» Кати Лель можно при старании даже выдать за достижение, хотя скорее всего это просто случайность, как и многие другие завирусившиеся в сети приколы. Но, как говорится, пусть знают наше «джаги-джаги»!