Главная Культура 17:27 21 Декабря 2021 4668
Большой дирижер Большого театра

Вышла книга об Александре Ведерникове. К сожалению – посмертная

Сергей Бирюков
Александр Ведерников. Фото Дамира Юсупова предоставлено Большим театром

Дирижер Александр Ведерников – одна из самых ярких фигур в русском оперном и симфоническом исполнительстве последней четверти века. И, к сожалению, одна из самых горьких потерь, понесенных нашим искусством в пору пандемии. Если можно говорить о несправедливости смерти, то это в точности о нем – музыканте колоссального дара и профессионализма, артисте с громадной творческой биографией и не меньшими перспективами, а еще – просто очень хорошем человеке с прекрасной, открытой душой, настроенной на доброту, взаимную поддержку, свет. О самых разных сторонах богатой и щедрой натуры Александра Александровича рассказывает книга-альбом, которую выпустили его друзья и коллеги. На днях в Большом театре состоялась ее презентация.

В книге Петра Черемушкина «Александр Ведерников, главный дирижер» (Москва, АИРО-XXI, 2021) собраны голоса тех, кто хорошо знал Александра Ведерникова – пианиста Николая Луганского, дирижера Андрея Борейко, певицы Елены Белкиной, писателя Владимира Сорокина, импресарио Марины Бауэр. Но прежде всего это сам Петр – журналист, сверстник и друг Александра с самого детства. Его рассказ охватывает всю жизнь Александра Александровича от детских лет в замечательной артистической семье, где родители – это великий оперный бас Александр Ведерников-старший и знаменитая пианистка и органистка Наталия Гуреева, а младший брат Борис – одаренный художник. Впрочем, склонность к искусству у Ведерниковых наследственная, ведь сам Александр Филиппович был великолепным живописцем, рисовальщиком и фотографом, оставив нам, в частности уникальные по художественной и исторической ценности портреты коллег и друзей, в первую очередь композитора Георгия Свиридова.

Книга Петра Черемушкина – важный, но лишь первый шаг к осмыслению большой личности Александра Ведерникова

 

Человеком свиридовского круга можно назвать и Александра Ведерникова-младшего. Это выразилось в глубоком понимании им русской музыки, в пристальном интересе к огромному спектру ее явлений, но также и в открытости к великому наследию самых разных культур. Не случайно карьера Александра Александровича одинаково успешно развивалась как в России, так и за рубежом, как на почве родного искусства, так и в мировом репертуаре.

Но в первую очередь он – конечно, представитель оперы, а среди оперных театров, с которыми у него выстроились отношения, на особом месте – Большой, где Александр Александрович прослужил музыкальным руководителем восемь лет.

Правда, «прослужил» – не совсем верное слово по отношению к Ведерникову. Он эти годы прожил вместе с театром, приняв его, как рассказали выступившие на презентации экс-гендиректор Анатолий Иксанов и директор оркестра Александр Шанин, в непростом 2001 году, когда естественная смена артистических поколений усугубилась отъездом многих за границу. Без паники и лихорадки, в свойственной ему спокойно-конструктивной манере Александр Александрович стал восстанавливать и наращивать репертуар труппы. С его именем неразрывно связаны такие спектакли, как «Евгений Онегин», «Хованщина», «Огненный ангел», «Фальстаф», «Дети Розенталя»… Ведерников расширил и стилистику исполняемой музыки. Это по его настоянию театр начал систематически приобретать барочные инструменты и осваивать аутентичную интерпретацию старинной музыки.

Ведерников и оркестру Большого театра придал новый импульс, вернув его на концертную эстраду как самостоятельную творческую единицу. Благодаря этому музыканты смогли освоить, например, партитуры Малера, сыграть которые в театральной практике нет возможности. Более того – в условиях длительной реконструкции, когда труппа на целых шесть лет оказалась оторвана от своих главных площадок, ему удалось организовать серию камерных выступлений в Малом зале Московской консерватории, приобщив своих коллег к творчеству Шостаковича, того же Свиридова… Сам Александр Александрович в таких программах выступал как пианист – аккомпаниатор певцов и участник инструментальных ансамблей.

Удивительно, но столь высоких результатов ему удавалось добиваться не жестким диктатом, а добросердечными, товарищескими отношениями с коллегами. Певица Елена Манистина вспомнила, в каких стрессовых условиях приходилось ей входить в готовящуюся премьеру «Фальстафа» Верди. На разучивание незнакомой партии в одной из сложнейших оперных партитур мира имелась только неделя – но деликатная профессиональная и моральная поддержка дирижера стала надежной основой успеха.

Спокойствие, мудрость, готовность шуткой разрядить ситуацию – драгоценные черты натуры Ведерникова. В коллизиях, где тот же гендиректор был готов стучать кулаком по столу, он лишь философски замечал: «Чудны дела Твои, Господи». Когда по инициативе некоторых конъюнктурных политиков вокруг оперы «Дети Розенталя» Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина начали нагнетаться страсти, он, бывало, сам выходил к пикетирующим на холоде и сырости «нашистам» с термосом кофе – успокоить людей и элементарно помочь им согреться.

Чудесным штрихом поделилась на презентации и журналист Радио России Ольга Русанова: на ее вопрос «как вы воспринимаете атаки критиков с самых разных сторон» Александр Александрович ответил – «тренирую спокойствие» и добавил – «тем более что основная часть их замечаний справедлива».

Эта «всемирная отзывчивость» помогла Ведерникову добиться великолепных результатов и после ухода (по собственной инициативе, подчеркнул Иксанов) из Большого театра. На его проекты в Датской королевской опере съезжалась музыкальная публика всей Европы. Но, конечно, артисту больше всего хотелось работать на Родине, что привело его к музыкальному руководству санкт-петербургским Михайловским театром. И там он точно так же прикипел к труппе, как когда-то в Большом. Может быть, даже слишком – упустил момент, когда плохое самочувствие еще можно было принять за обычную простуду, а когда стало понятно, что это ковид, сделать что-либо было уже поздно.

Он столько недоделал! Например, мечтал возглавить радиооркестр по примеру тех симфонических коллективов, что имеют радиокорпорации всех ведущих культурных держав – Франции, Германии, Швеции… Не успел. Автор книги Петр Черемушкин сказал о феномене «страданий памяти» -- когда столько сюжетов наполняют наши воспоминания, а самого человека уже нет. И единственный способ в какой-то степени облегчить их – это сделать память публичной. Нынешняя книга-альбом, при всем ее богатстве текстами и фотографиями – очень важный, но только первый шаг в осмыслении жизнь, творчества и личности большого музыканта и человека – Александра Александровича Ведерникова.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36422
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8277
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5030
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4108
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4032
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...