Дирижер Александр Ведерников – одна из самых ярких фигур в русском оперном и симфоническом исполнительстве последней четверти века. И, к сожалению, одна из самых горьких потерь, понесенных нашим искусством в пору пандемии. Если можно говорить о несправедливости смерти, то это в точности о нем – музыканте колоссального дара и профессионализма, артисте с громадной творческой биографией и не меньшими перспективами, а еще – просто очень хорошем человеке с прекрасной, открытой душой, настроенной на доброту, взаимную поддержку, свет. О самых разных сторонах богатой и щедрой натуры Александра Александровича рассказывает книга-альбом, которую выпустили его друзья и коллеги. На днях в Большом театре состоялась ее презентация.
В книге Петра Черемушкина «Александр Ведерников, главный дирижер» (Москва, АИРО-XXI, 2021) собраны голоса тех, кто хорошо знал Александра Ведерникова – пианиста Николая Луганского, дирижера Андрея Борейко, певицы Елены Белкиной, писателя Владимира Сорокина, импресарио Марины Бауэр. Но прежде всего это сам Петр – журналист, сверстник и друг Александра с самого детства. Его рассказ охватывает всю жизнь Александра Александровича от детских лет в замечательной артистической семье, где родители – это великий оперный бас Александр Ведерников-старший и знаменитая пианистка и органистка Наталия Гуреева, а младший брат Борис – одаренный художник. Впрочем, склонность к искусству у Ведерниковых наследственная, ведь сам Александр Филиппович был великолепным живописцем, рисовальщиком и фотографом, оставив нам, в частности уникальные по художественной и исторической ценности портреты коллег и друзей, в первую очередь композитора Георгия Свиридова.
Книга Петра Черемушкина – важный, но лишь первый шаг к осмыслению большой личности Александра Ведерникова
Человеком свиридовского круга можно назвать и Александра Ведерникова-младшего. Это выразилось в глубоком понимании им русской музыки, в пристальном интересе к огромному спектру ее явлений, но также и в открытости к великому наследию самых разных культур. Не случайно карьера Александра Александровича одинаково успешно развивалась как в России, так и за рубежом, как на почве родного искусства, так и в мировом репертуаре.
Но в первую очередь он – конечно, представитель оперы, а среди оперных театров, с которыми у него выстроились отношения, на особом месте – Большой, где Александр Александрович прослужил музыкальным руководителем восемь лет.
Правда, «прослужил» – не совсем верное слово по отношению к Ведерникову. Он эти годы прожил вместе с театром, приняв его, как рассказали выступившие на презентации экс-гендиректор Анатолий Иксанов и директор оркестра Александр Шанин, в непростом 2001 году, когда естественная смена артистических поколений усугубилась отъездом многих за границу. Без паники и лихорадки, в свойственной ему спокойно-конструктивной манере Александр Александрович стал восстанавливать и наращивать репертуар труппы. С его именем неразрывно связаны такие спектакли, как «Евгений Онегин», «Хованщина», «Огненный ангел», «Фальстаф», «Дети Розенталя»… Ведерников расширил и стилистику исполняемой музыки. Это по его настоянию театр начал систематически приобретать барочные инструменты и осваивать аутентичную интерпретацию старинной музыки.
Ведерников и оркестру Большого театра придал новый импульс, вернув его на концертную эстраду как самостоятельную творческую единицу. Благодаря этому музыканты смогли освоить, например, партитуры Малера, сыграть которые в театральной практике нет возможности. Более того – в условиях длительной реконструкции, когда труппа на целых шесть лет оказалась оторвана от своих главных площадок, ему удалось организовать серию камерных выступлений в Малом зале Московской консерватории, приобщив своих коллег к творчеству Шостаковича, того же Свиридова… Сам Александр Александрович в таких программах выступал как пианист – аккомпаниатор певцов и участник инструментальных ансамблей.
Удивительно, но столь высоких результатов ему удавалось добиваться не жестким диктатом, а добросердечными, товарищескими отношениями с коллегами. Певица Елена Манистина вспомнила, в каких стрессовых условиях приходилось ей входить в готовящуюся премьеру «Фальстафа» Верди. На разучивание незнакомой партии в одной из сложнейших оперных партитур мира имелась только неделя – но деликатная профессиональная и моральная поддержка дирижера стала надежной основой успеха.
Спокойствие, мудрость, готовность шуткой разрядить ситуацию – драгоценные черты натуры Ведерникова. В коллизиях, где тот же гендиректор был готов стучать кулаком по столу, он лишь философски замечал: «Чудны дела Твои, Господи». Когда по инициативе некоторых конъюнктурных политиков вокруг оперы «Дети Розенталя» Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина начали нагнетаться страсти, он, бывало, сам выходил к пикетирующим на холоде и сырости «нашистам» с термосом кофе – успокоить людей и элементарно помочь им согреться.
Чудесным штрихом поделилась на презентации и журналист Радио России Ольга Русанова: на ее вопрос «как вы воспринимаете атаки критиков с самых разных сторон» Александр Александрович ответил – «тренирую спокойствие» и добавил – «тем более что основная часть их замечаний справедлива».
Эта «всемирная отзывчивость» помогла Ведерникову добиться великолепных результатов и после ухода (по собственной инициативе, подчеркнул Иксанов) из Большого театра. На его проекты в Датской королевской опере съезжалась музыкальная публика всей Европы. Но, конечно, артисту больше всего хотелось работать на Родине, что привело его к музыкальному руководству санкт-петербургским Михайловским театром. И там он точно так же прикипел к труппе, как когда-то в Большом. Может быть, даже слишком – упустил момент, когда плохое самочувствие еще можно было принять за обычную простуду, а когда стало понятно, что это ковид, сделать что-либо было уже поздно.
Он столько недоделал! Например, мечтал возглавить радиооркестр по примеру тех симфонических коллективов, что имеют радиокорпорации всех ведущих культурных держав – Франции, Германии, Швеции… Не успел. Автор книги Петр Черемушкин сказал о феномене «страданий памяти» -- когда столько сюжетов наполняют наши воспоминания, а самого человека уже нет. И единственный способ в какой-то степени облегчить их – это сделать память публичной. Нынешняя книга-альбом, при всем ее богатстве текстами и фотографиями – очень важный, но только первый шаг в осмыслении жизнь, творчества и личности большого музыканта и человека – Александра Александровича Ведерникова.