Главная Культура 21:24 21 Октября 2020 2524
Варнава-собака и Асмус в купальнике

Театры спешат проскочить в коронавирусное окно

Анна Чепурнова
Сцена из спектакля «Ричард III». В заглавной роли - Александр Домогаров, в роли Бекингема - Валерий Яременко. Фото с сайта Театра имени Моссовета

О театрах в последнее время стало привычно говорить в связи с отменившимися из-за пандемии спектаклями, финансовыми трудностями дирекций и заболевшими ковидом знаменитостями. Но ведь помимо этого есть нечто не менее, а, пожалуй, более сенсационное: труппы и в пору разгула коронавируса не сидели сложа руки, а сквозь все трудности самоизоляции готовили премьеры, и когда стало можно – буквально ринулись показывать сделанное, словно понимая, что не сегодня-завтра всех нас опять могут запереть дома. И это не случайные проходящие сюжеты, а мировая драматургическая и литературная классика, а в афише – звездные имена. По крайней мере так – на московских сценах.

Нина Чусова изловчилась так поставить «Ричарда III» в Театре им. Моссовета, что на одну из самых жестких шекспировских пьес о кровавой цене, какой достается тирану власть, смело можно идти всей семьей от внуков-школьников до бабушек-пенсионерок. И на сцене — представители разных поколений: от 7-летнего Максима Панчина в роли герцога Йоркского до играющей его бабушку 73-летней Ольги Остроумовой. Главный «гвоздь программы» здесь, конечно, Александр Домогаров, необычайно убедительный в роли горбуна и преступника Ричарда, обладающего, тем не менее, даром своеобразного очарования. На физических недостатках героя спектакль не концентрируется, куда важнее рельефный показ характера деспота, с которым можно идти на сделку, только полностью забыв о совести, а иначе потеряешь жизнь. Такая судьба ждет сподвижника короля, а потом его жертву Бекингема – трагедию этого героя тонко передает Валерий Яременко. Женщин Ричард сводит с ума как в переносном, так и в самом прямом смысле – еще в начале спектакля душевное равновесие леди Анны представляется весьма шатким, а во втором акте героиня уже полностью безумна. Этот образ воплощает хрупкая и пластичная Юлия Хлынина, которая, кажется, претендует на звание самой востребованной московской театральной актрисы сезона: этой осенью она сыграла главные женские роли сразу в нескольких премьерах разных театров. Например, в спектакле «Бульба. Пир» в Театре на Малой Бронной, который в связи с ремонтом пока действует во Дворце на Яузе.

Эта постановка обозначена сценаристом Сашей Денисовой и режиссером Александром Молочниковым как «фантазии на гоголевские темы». Но речь в ней не о древности, а о наших днях, зато любовь отпрысков двух чуждых кланов – Андрия (Леонид Тележинский), сына православного экстремиста Бульбы, и Хелены (Юлия Хлынина), чей отец Готфрид Клигенфорс «главный в Совете Европы по правам человека» – показана с почти шекспировской силой. Бульба (Алексей Вертков) живет только войной, а если ее нет – развяжет. Клигенфорс (Игорь Миркурбанов) проповедует толерантность, но вот незадача — его старшая дочь покончила с собой из-за сексуального насилия со стороны отца в ее детстве. Киноманам эта история напомнит сюжет фильма Томаса Винтерберга «Торжество» 1998 года, только здесь – в отличие от ленты, зато в согласии с Гоголем – светлого финала не получается: двум патриархам семей предстоит личная встреча на фоне трупов почти всех их родственников. Лишь оставшаяся в живых Хелена робко говорит о последней надежде — любви, способной погасить пожар междоусобных конфликтов. Одна их изюминок спектакля — участие теледивы Екатерины Варнавы в роли собаки Тараса Бульбы и одновременно его жены (их положение в семье очень похоже — обе ей беззаветно преданны и при этом абсолютно бесправны).

Провокативностью, хотя абсолютно иного рода, отличается и спектакль «Дачники» Евгения Марчелли в Театре им. Ермоловой. К этой пьесе Максима Горького режиссер обращается уже в третий раз, делая главный акцент на отношениях мужчин и женщин, которые превращаются им в войну полов (вспоминается тютчевское «о, как убийственно мы любим»). Похоже, Марчелли давно решил, что классику зрителям скучно смотреть, если не сделать ее чуть пряной (помнится скандал 2009 года в Калининграде, где его тамошних «Дачников» обвиняли чуть ни не в порнографии). И вот со сцены звучит композиция Сергея Шнурова «Дачники» – «я подыхаю на работе, потом бухаю, потом в блевоте». Исполняющая одну из главных ролей Кристина Асмус, к восторгу поклонников-мужчин, расхаживает по сцене купальнике, а с одного из героев на долю секунды и вовсе снимают трусы (правда, он успеет прикрыться). И все-таки сквозь эту мишуру замечаешь, что артисты — та же Асмус, Стася Милославская, Анастасия Светлова, Филипп Ершов, Елена Пурис, Борис Миронов – прекрасно играют, передавая настроение «самой чеховской» горьковской пьесы, суть которой выражает одна из героинь: «Никто никого не понимает... не хочет понять...Люди блуждают, как льдины в холодном море севера... сталкиваются друг с другом». 

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36429
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8282
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5033
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4110
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4032
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...