Невосполнимая потеря для приверженцев музыки Владимира и всей России: не стало Артема Маркина, основателя и бессменного руководителя Губернаторского симфонического оркестра, директора Центра классической музыки, души всего нынешнего музыкального организма Владимирской области.
Артема смело можно назвать потомственным подвижником: всей России и далеко за ее пределами известно имя отца дирижера Эдуарда Маркина, одного из крупнейших отечественных хормейстеров (к счастью, здравствующего и поныне), основателя Владимирского камерного хора и Хоровой капеллы мальчиков, упомянутого Центра классической музыки. Однако сам Артем избрал иную, симфоническую стезю. Окончив Российскую академию музыки имени Гнесиных в 1998 году, он тогда же добился учреждения Владимирского Губернаторского симфонического оркестра, который быстро стал ядром всей классической музыкальной жизни области.
В древнейшем и культурнейшем русском городе, из-за небольших размеров, однако, не располагающем возможностями мегаполисов, Маркин выстроил музыкальную жизнь элитного уровня. Обустроил в одном из колоритнейших исторических зданий, доме купца Куликова, расположенном на центральной Московской улице между Золотыми Воротами и Соборной площадью, концертный зал со всеми необходимыми репетиционными помещениями. И в самом центре Владимира зазвучали циклы симфоний Бетховена, Чайковского, Малера, Шостаковича – квинтэссенция мировой оркестровой классики. Сюда устремились с концертными программами лучшие отечественные солисты – Денис Мацуев, Николай Луганский, Екатерина Мечетина, Михаил Лидский…
По инициативе Маркина возникла целая система фестивалей – Танеевский в апреле, «Лето Господне» в августе и занявшая совершенно особое место в жизни не только области, но и страны, а в какие-то моменты даже Европы «Музыкальная экспедиция», проходящая в июне. Это – результат взаимодействия Артема Маркина и приглашенного на гастроли во Владимирскую область звездного виолончелиста, победителя конкурса Чайковского Бориса Андрианова. Однажды Борис и принимавшая его энтузиастка владимирской музыкальной жизни Алиса Бирюкова – тоже одна из руководительниц Центра классической музыки (ныне она возглавляет администрацию города Суздаля) – в странствиях по области заглянули в крупнейшую из сохранившихся дворянских усадеб края, поместье Муромцево полковника Владимира Храповицкого (недалеко от города Судогды). И возникла мысль устроить серию летних концертов в этом и подобных старинных культурных гнездах Владимирщины. Фестиваль изначально получился странствующим, отсюда и его название. Так высочайшие достижения мировой музыки стали доступны в живом звучании самой широкой публике. Более того, прознав о празднике, сюда сотнями потянулись меломаны из других регионов, подчас отдаленных. Да и сама афиша смотра оказалась столь же разнообразной в географическом отношении. Часто ли в России бывает, например, всемирно прославленный трубач Сергей Накаряков, живущий в Париже? А на «Музыкальную экспедицию» он приезжает регулярно.
Столь притягательный смотр стал не только музыкальным предприятием. Так, в прошлом году симфонический концерт его открытия с участием Губернаторского оркестра прошел в усадьбе Сима князей Голицыных, знаменитой среди прочего тем, что в 1812 году в ней скончался смертельно раненный герой Бородинской битвы генерал Петр Багратион, родственник Голицыных. Это был не первый видит «Экспедиции» в Симу – несколько лет назад она уже приезжала туда, и все участники выезда, включая руководство области, обратили внимание на неудовлетворительное состояние, в каком находился памятник. Было принято решение о комплексной реставрации – и в 2023-м гостей принял уже великолепно обустроенный музей.
Внесла свой вклад «Экспедиция» и в возрождение усадьбы Крутец Бутурлиных-Зубовых близ города Александрова. Тогда, в год 350-летия Петра I, Маркину удалось отыскать редчайшую партитуру – кантату молодого Петра Ильича Чайковского «В память 200-летия рождения Петра Великого», и произведение прозвучало во дворе древнего деревянного графского дома.
Неугасающий интерес к новому был неотъемлемой чертой Артема Эдуардовича. С 2018 года его оркестр регулярно проводил конкурсы юных музыкантов-солистов: ребята получали возможность играть лучшие мировые инструментальные концерты, а самые успешные потом приглашались во Владимирский и другие оркестры страны.
Дальше – в городе, никогда не имевшем не только оперного, но даже опереточного театра, Маркин задумал создание Оперной академии. А уже знакомая нам «Музыкальная экспедиция» с 2024 года должна была стать «Симфонической», т.е. ориентирующейся по преимуществу не на камерный репертуар, как было прежде, а на самый масштабный оркестровый, кантатный, ораториальный.
До сих пор на сайте Центра классической музыки висят анонсы ближайших концертов Губернаторского оркестра: «Весенняя симфония» (Глинка, Бородин, Глазунов), «Русская фортепианная школа» с участием победителя конкурса имени Чайковского Сергея Давыдченко… Особенно символична афиша третьего из этих вечеров: 12 апреля в программе «Золотой век русской классики» должны были выступить дирижеры Артем Маркин и его 21-летняя дочь, студентка Санкт-Петербургской консерватории Василиса Маркина. По-видимому, теперь талантливой Василисе (мы познакомились с ней как с флейтисткой на концертах «Музыкальных экспедиций» недавних лет) выпадет дирижировать не только чудесную Первую симфонию Калинникова, но и труднейшую «Шехеразаду» Римского-Корсакова.
Ему не исполнилось и 55-ти. Я не знаю, кто именно подхватит дело Артема Маркина. Заменить человека такой пассионарности нелегко. Но уже сама щедрость, с которой он излучал творческую энергию, внушает веру: достойные найдутся, симфоническая музыка во Владимире не умолкнет никогда.