Главная Культура 13:26 18 Ноября 2019 1004
«Why?» – спросил нас Питер Брук

И сам ответил – целым спектаклем

Сергей Бирюков
Марчелло Маньи, Кэтрин Хантер и Хейли Кармайкл в спектакле Питера Брука о Мейерхольде. Фото Simon Annand

21-й фестиваль «Новый европейский театр» открыли в Москве 13-14 ноября на сцене Театра наций спектаклем Питера Брука «Why?». Символично: кажется, тот же Брук мудро заметил, что задача театра – не отвечать на вопросы, а помочь зрителю правильно задавать их самому себе.

Как все работы Брука последних (да и не только последних) лет, эта визуально крайне проста. Трое актеров – эпичный, иногда до удивления напоминающий нашего Петра Мамонова Марчелло Маньи, ангельски просветленная Хейли Кармайкл и скорбно-ироничная Кэтрин Хантер – не столько разыгрывают, сколько рассказывают историю мирового театра от начала дней. Точнее, одну из историй – но именно от сотворения мира: и наступил седьмой день, и задумался Бог – а чем его заполнить? Свет и прочие стихии уже есть, и Земля уже населена… Театр – вот чего недостает вселенной!

А зачем вселенной театр? Ведь это, наверное, не просто забава для бездельников и пьяниц, повод похохотать или всплакнуть над ловко выдуманным сюжетом. Пущенное Богом на свет многочисленное племя актеров, режиссеров, помощников режиссера, осветителей, критиков и пр.обращается к Творцу с вопросом – к чему все? Долго ждет ответа – и наконец получает письмо, в котором одно короткое слово. То же, которое послали ему они: «Why?»

Здесь, начавшись как ироническое эссе, повествование Брука и его постоянного соавтора Мари-Элен Этьен совершает прыжок через тысячелетия и«приземляется» в начале ХХ века, рассказывая об импульсах, полученных театром от новаторов – Гордона Крэга, Константина Станиславского, Всеволода Мейерхольда. Мейерхольд – вот ключевое имя постановки. Нам излагают суть его метода – и наглядно показывают, как физические действия актеров формируют их эмоциональность. Маньи картинно закалывает воображаемым кинжалом Хантер, и та, беззвучно воскликнув, немыслимо сложившись, многократно перекатившись и красиво содрогнувшись, эффектно «умирает».

Пока все – в том же легко-ироническом духе, в каком началось. Успех «Ревизора», в том числе на гастролях в Европе. Но – провал, а затем запрет «Бани» Маяковского. Тревожная фраза Владимира Владимировича, оброненная в Ницце в беседе с эмигрантом Юрием Анненковым, который сказал, что не возвращается в Россию, потому что хочет «остаться художником»; Маяковский в ответ горько замечает: «А я – возвращаюсь... так как я уже перестал быть поэтом». И через несколько месяцев стреляет себе в сердце.

Событиям все теснее в рамках эпического отстранения. Критика за пренебрежение новой драматургией и за «неправильную» трактовку старой, запрет «Самоубийцы» Эрдмана, разгромные статьи против другого единомышленника, Шостаковича, и против самого Мейерхольда. Организованное НКВД убийство Зинаиды Райх, жены; наконец пытки, суд и казнь режиссера. Головокружительная модуляция от начального почти балаганного тона к трагедии.

Why? Зачем? Этот вопрос Питера Брука можно понимать по-разному. Зачем убили? Об этом написано и рассказано столько… Тогда зачем напоминать?

А затем, во-первых, что во Франции, даже среди продвинутой публики парижского театра «Буф дю Нор», где много лет ставит Брук, далеко не всем, думаю, известно, чем рискуют деятели искусства в иных местах мира, когда хотят творить свободно. Во-вторых – а в нашей собственной стране сегодня многие ли отдают себе отчет в том, что убийство Мейерхольда, как и сотен тысяч других ни в чем не повинных людей, было именно убийством, а не борьбой «эффективного менеджера» с «изменниками»? И не входим ли мы в новый виток жестокого фарса – когда, как правило, не убивают впрямую, но травят тех же режиссеров или актеров, осмелившихся покритиковать или осмеять власть, которая сама себя уже давно не мыслит ни критикуемой, ни осмеиваемой?

Впрочем, даже задавший столь важные вопросы спектакль остался бы холодным назиданием, если б не был так крепко художественно выстроен. Мудро прост. Един в своем стиле, несмотря на огромный перепад эмоционального напряжения от «божественной комедии» к социальной трагедии. И все это – на протяжении какого-нибудь часа. Представленное всего тремя исполнителями.

Нет, четырьмя – на сцене присутствует и пианист Лори Бланделл. Играет почти исключительно русскую музыку – из «Бориса Годунова» и «Картинок с выставки» Мусоргского, из прелюдий, сюит, Второго фортепианного концерта Шостаковича… Нигде не выходя на «форте» – это же не клавирабенд, рояль тут не главная материя, но очень важная – как холст, на который нанесена картина времени. Музыка ее скрепляет, оставаясь в рамках камерности формы.

Тут на ум приходит сравнение с произведением другого англичанина на русскую тему – книгой «Шум времени» Джулиана Барнса. В ней тоже в центре внимания – трагическая фигура ХХ века: Шостакович. И тоже немало впечатляющих штрихов жизни художника в сталинской системе – документальных или эффектно домысленных. Вот только, похоже, именно этот эффект, а не правда, был главной целью автора, определившего внутренней доминантой Шостаковича– страх. Спору нет, хоть раз побывавший в знаменитом Большом доме на Литейном на допросе у следователя НКВД, всю жизнь потом об этом помнил, сколько бы та жизнь еще ни длилась. Но вряд ли именно это чувство водило рукой Дмитрия Дмитриевича, когда он писал Седьмую «Ленинградскую» и другие свои симфонии– главы бескомпромиссной летописи века.

Нынешний спектакль, возможно, тоже есть за что критиковать – да хоть за неточности в двойном переводе мейерхольдовских текстов, за которые зацепился глаз(постановка идет по-английски с русскими субтитрами). А порой удивляла публика, смеявшаяся в совсем не смешных местах – например, когда речь шла о попытке смертельно больного Станиславского помочь гибнущему Мейерхольду – приглашением в свою оперную студию, ради чего Константин Сергеевич был готов даже, в духе Всеволода Эмильевича, «обойтись без занавеса».

Но это частности. А главное – по скользким камням русской истории Питеру Бруку удалось пройти, не оскользнувшись в ложь. Недаром спектакль и заканчивается словом «Правда». Написанным в титрах с большой буквы. Наверное, его и стоит воспринимать ответом на вопрос в заголовке.

P.S. Фестиваль NET– одна из непременных составляющих театрального ландшафта сегодняшней России. В ежегодном режиме он проводится уже в 21-й раз. Лишившись несколько лет назад поддержки Министерства культуры, но опираясь на неизменного партнера – Фонд Михаила Прохорова, смотр в этом году получил президентский грант. Это позволило его арт-директорам Марине Давыдовой и Роману Должанскому не только привезти самую свежую, 2019 года, работу Питера Брука, но и включить в афишу три отечественные премьеры – дилогию Электротеатра Станиславский «Пиноккио. Лес» и «Пиноккио. Театр», музыкально-пластическую инсталляцию Кати Бочавар«R&J», моноспектакль Васи Березина «Августин. Исповедь». К жанру авторского синтетического театра тяготеют работы болгарина Иво Димчева «Селфи-концерт» и «Ребро на столе. Мать» испанки Анхелик и Лидделл, а также микротеатр давнего друга фестиваля испанца Давида Эспиносы. Его спектакль «Всемирная история» увидят не только в Москве, но и в Петербурге, который впервые включается в орбиту смотра. Петербургской публике также покажут проекты швейцарца Мило Рау «Репетиция. История (истории) театра» и «Игрушки» датско-австрийского дуэта SIGNA. Завершит фестиваль музыкальный спектакль Zauberland знаменитого британского режиссера Кэти Митчелл в театре «Буф дю Нор» на основе вокальной лирики Шумана и современного бельгийского композитора Бернара Фокрулля. Его покажут сперва в Петербурге, а потом, 15-16 декабря, в Москве.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9460
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7158
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?