Регулярные гастроли Большого театра в Петербурге, как и Мариинского в Москве, вновь становятся традицией двух наших столиц. В нынешнем году москвичи уже выступали в городе на Неве – с оперными спектаклями «Борис Годунов» и «Царская невеста». Их исполнение на Новой сцене Мариинского театра стало заметным событием в культурной жизни города.
Настал черед и Большого балета. Он не был у нас больше двадцати лет – целое поколение танцовщиков и зрителей! В начале нынешнего мая это наконец случилось! Москвичи показали две легендарные постановки – «Спартак» Хачатуряна и «Драгоценности» на музыку Форе, Стравинского и Чайковского. Обе неизменно входят в число аншлаговых у столичных зрителей. Теперь с ними познакомились и в Северной столице.
Первым на сцене Мариинки-2 был явлен «Спартак». Интерес к нему превзошел все ожидания: тот самый случай, когда говорят, что зрители «чуть ли ни на люстрах висели».Неудивительно, ведь это постановка великого Юрия Григоровича1968 года. Хореографа всегда отличали высокая требовательность как к танцевальному мастерству исполнителей, так и к их актерским данным. В каждой его работе – накал страстей, экспрессия и виртуозность пластических решений.
Как ни странно, во времена СССР «Спартак», один из самых востребованных спектаклей театра, считался «не гастрольным по форме». Видимо, из-за сложных декораций, которые на выездах, если таковые случались, заменялись чисто символическими. А ведь они – неотъемлемая часть великолепного целого, в чем убедились нынче петербургские зрители: работа художника Симона Вирсаладзе (начинал он, кстати – как и Григорович, – здесь, в Мариинке, тогда – Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова) задает тон всему спектаклю.
Действие в балете, как известно, происходит в Древнем Риме, чей помпезный дух, «по Вирсаладзе», выражается прежде всего в величественной суровости. «Подкрашивают» её лишь софиты да доспехи воинов, приветствующих своего полководца Красса после очередного удачного похода.
В балетном мире этот сценический герой, как правило, ассоциируется с Марисом Лиепой. Блестящий танцовщик, он создал образ храброго воина и тщеславного человека. Каковым Красс в жизни и был, если верить анналам. Тому, кто видел исполнение Лиепы хоть раз, забыть его невозможно. Как, впрочем, и Спартака в исполнении Владимира Васильева. Но не все сегодня помнят, что прославленные артисты изначально репетировали ровно наоборот: Красса - Васильев, Спартака – Лиепа. Лишь ближе к премьере Григорович решил поменять их ролями.
На сцене Мариинского театра этот спектакль шел нынче три дня подряд. Трижды менялись и главные исполнители. В первом составе это были почти ровесники (как и их исторические персонажи), 31-летний Артемий Беляков (Красс) и 34-летний Игорь Цвирко (Спартак). Оба – премьеры Большого. Оба технически достигли немалых высот. Что проявилось, в частности, в вариациях. Туры и прыжки-полеты Цвирко вызывали в зале единодушный восторг. Завершал он их под овации. Как и Беляков свои «сражения» на грани физических возможностей.
– Стремительный прыжок над сценой придумал когда-то Юрий Григорович. И это прыжок свободы, – рассказал журналистам Игорь. – И сам этот балет в первую очередь о свободе, к которой стремишься всеми силами! Так я его понимаю и так танцую.
Что касается Елизаветы Кокоревой (Фригия) и Юлии Степановой (Эгина), – обе выглядели гармонично в своих партиях, разве что именно экспрессии в чувственных сценах им немного недоставало. Правда, Кокорева выходила на сцену только в первом действии. Начиная со второго её заменила Анна Никулина, недавно получившая звание народной артистки РФ. Замену театр никак не объяснил. По неофициальным данным, дала себя знать давняя травма Елизаветы. А сценическое действие не дает артистам ни малейших поблажек: страсти тут кипят реальные!..
Другая жемчужина гастрольной афиши – «Драгоценности» Джорджа Баланчина. В репертуаре Мариинки тоже есть балет с таким названием. Что позволило соединить в нынешним спектакле исполнителей двух столиц. А публике – по достоинству оценить их выступление. Благо, показывали егоза три дня пять раз, включая дневные спектакли.
Успех майских выступлений Большого театра в Петербурге удачно «лег» на планы Валерия Гергиева, с прошлого года худрука и директора двух главных музыкальных театров страны, Большого и Мариинского, насчет регулярных обменных гастролей коллективов. Пример оперных трупп уже доказал их востребованность у публики. Очередь за балетными. В конце этого месяца в Москве пройдут «ответные» гастроли Мариинского балета. Привозит театр с берегов Невы «Дон Кихота».