В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея Бородина здесь уже обращались к теме Второй мировой войны, а сейчас в центре внимания — Великая Отечественная. Разговор о ней вышел глубоким и беспощадным, несмотря на то что главные герои — дети, а повествование выдержано в жанре «мистического путешествия». Неслучайно на афише обозначен возрастной ценз 14+.
Пять книг из цикла потомственной петербурженки Юлии Яковлевой, вышедшие в свет с 2016 по 2021 год, быстро завоевали популярность как у читателей, так и у критиков, а три начальные повести отмечены престижными литературными премиями. Правда, в постановку не вошло содержание первого тома, о репрессиях конца 30-х годов, жертвами которых стали родители Тани, Шурки и Бобки (Татьяна Матюхова, Владимир Зомерфельд, Алексей Бобров). Оттуда — лишь эпизод-флешбэк о счастливой жизни семейства до войны. Инсценировку написала популярный сейчас драматург Мария Малухина, передав в основе содержание книг, хотя в деталях кое-что осталось неясным — все-таки спрессовать четыре тома в одно представление, пусть и почти четырехчасовое, не так-то просто.
Еще перед началом действия на сцене стоят мужчина и женщина, внимательно и без улыбки наблюдающие за залом, где рассаживаются зрители. Шорты делают актеров Алексея Блохина и Татьяну Курьянову похожими на состарившихся детей. Позже выяснится, что это две сущности беспощадного германского бога войны Одина, какового главные герои вообразили королем Страны игрушек. А в мир фантазий два брата и их старшая сестра иногда переносятся, чтобы не сойти с ума от кошмара блокадного Ленинграда. В него погружает уже первая сцена — мрачная безликая очередь за хлебом, которого почти не осталось, и падающая замертво продавщица. Символична и следующая картина: пара физкультурников, девушка и юноша, исполняет красивые па, а после бомбежки мы видим их белые одежды окровавленными.
У самих детей дядя Яша уходит на фронт, а тетя Вера однажды не возвращается домой с работы. От голода и холода ребята уже близки к тому состоянию забытья, за каким, кажется, вот-вот последует роковое «умерли все», как в дневнике Тани Савичевой. Но этого не будет: плюшевый мишка младшего братишки, Бобки, оживший в Стране игрушек, жертвует собой, бросаясь в печь, чтобы его хозяин не замерз.
Второй акт позволяет немного выдохнуть: большая часть действия происходит не в Ленинграде, а в родной деревне дяди Яши, в доме его соседки Луши, к которой отправили братьев. Этот яркий женский образ (очень точная роль Нелли Уваровой), как воплощение материнства и доброты, словно солнечным светом согревает спектакль. В тяжелейшее время у деревенской женщины хватает сил, терпения и, главное, души не только на своего новорожденного сына, но и на двух совсем чужих ей мальчишек.
А вот разлученная с братьями Таня поступает в отряд медсестер. Все они — юные, в белых пышных юбках — выглядят, как невесты, да и говорят о женихах. Но лежащие рядом трупы и оторванные конечности напоминают о страшной реальности. Сцена эта — реквием по молодым мечтам и едва вошедшим в пору цветения жизням.
Большинство рассказов о войне обычно заканчиваются описанием Победы как точки наивысшей радости. Но мало кто задумывается, насколько счастливы даже после такого события те, чьи судьбы искалечены потерями. Об этом предлагает поразмышлять третий акт. Огни праздничного салюта зависли над сценой, но царит на ней атмосфера подавленности. Тетя Вера погибла, Таня так и не вернулась домой. Дядя Яша привез с фронта и удочерил немую сироту Сару (Антонина Писарева) — угловатую девочку с порывистой трагической пластикой, к которой Шурка выказывает откровенную неприязнь. Ему кажется, что если он как брат полюбит Сару, то предаст этим пропавшую родную сестру, вернуть которую ему хочется больше всего на свете. Ради встречи с ней Шурке предстоит совершить подвиг, которого требует от него жестокий, пусть и придуманный, Один. Но перенесший блокаду и потерявший родителей подросток не постоит за ценой.
Да и весь спектакль — по сути история взросления двух братьев и сестры. Осознающих, что войны на свете неистребимы, но все-таки любовь иногда побеждает в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. По крайней мере финал дает надежду на чудо возвращения Тани...