Главная Культура 12:35 03 Февраля 2020 1711
Все должно быть по-человечески. А иначе не стоит жить, понимаешь?

Полвека назад состоялась премьера фильма «Влюбленные». А он до сих пор с нами

Валерий Симонов
В фильме «Влюбленные» нет назидания - он просто остается нам как искреннее, бесценное свидетельство нашей юности

Вялый шум по поводу смены правительства затих окончательно. Какую-то живинку в действо внесла разве что новый министр культуры Ольга Любимова. Недремлющие социальные сети вытащили на божий свет ее былые откровения в ЖЖ. Сбивчивый текст о том, что несмотря на родословную (ее прадедушка – знаменитый актер Качалов, собаке которого Есенин посвятил стихотворение «Дай, Джим, на память лапу мне…», а папа – ректор Щуки), никакой она не культурный человек. Что ее тошнит от всех этих музеев, балета, оперы, классической музыки и прочей дребедени. В число объектов ее глубокой неприязни отдельным пунктом попали даже бедная Венеция и Лувр… А завершал образ фотография все той же Любимовой в девичестве в черной футболке с надписью: «Кто вы такие, что вам надо, я вас не знаю, идите на…»

Несколько неожиданные штрихи к образу министра культуры, согласитесь. На этом портрете она и выглядит пушным зверьком, загнанным в угол.

Конечно же, в Сети поднялось легкое волнение. Одни в отчаянии вопрошали: «Как можно?!». Другие бодро объясняли: с кем не бывает, все мы в юности чудим. Неустанные искатели истины нашли автора той замечательно универсальной фразы с черной майки. Им оказался уральский драматург Николай Коляда. Как выяснилось из эксклюзивного интервью маэстро, этими словами он выразил священное право художника на самовыражение…

А мне почему-то было жалко их всех – и министра Любимову, и драматурга Коляду, и искателя истины. Я понял одну вещь: в юности они не смотрели фильм «Влюбленные» узбекского режиссера Эльёра Ишмухамедова – с Родионом Нахапетовым и Настей Вертинской в главных ролях. Если бы посмотрели и запомнили – они были бы другими.

Сейчас, когда мне пытаются втолковать, что в пресловутое понятие «ошибки молодости» входит и это – быть немножко хорьком, немножко подонком, я протестую. Я не такой. И вы не такие. И очень многие – не такие!

Всем, что есть в нас хорошего, правильного и честного, мы обязаны родителям и учителям, друзьям, любимым и обстоятельствам. Но не в меньшей степени – и тому, что мы читали, смотрели, слушали и пели в детстве и юности. Все это – несущие конструкции в характере, а потом и в судьбе. Каждый, наверное, может назвать по нескольку любимых книг, фильмов и песен, с которыми идет по жизни. А если говорить о самом-самом? Для меня таким стала кинолента «Влюбленные».

На днях, 20 января, исполнилось 100 лет со дня рождения Федерико Феллини. Из многого, что довелось прочитать по юбилейному поводу, меня пронзили эти строки:

«Именно после его «Амаркорда» я отчетливо понял, что краеугольный камень моего существования - детство, которое и по сей день нашептывает, подсказывает, напевает мне, как жить, как поступать, что надо делать обязательно, а чего нельзя никогда…». Это написал Юрий Лепский в «Российской газете», рассказывая о поездке в Римини и о своих взаимоотношениях с Феллини.

Так вот, Юра, все то же самое нашептывает и напевает мне Эльёр Ишмухамедов со своими «Влюбленными» – лентой производства «Узбекфильм». Кстати, там, на родине, Ишмухамедова так и называют: наш узбекский Феллини. И ничего в мире не бывает просто совпадением. Именно в эти январские дни, только не 100, а 50 лет назад состоялась премьера того самого кино.

Пересказывать фильм, особенно хороший – дело пустое. Поэтому просто несколько главных ощущений, которые остаются – неважно, смотришь ты «Влюбленных» впервые или в сотый раз (насчет сотого – это не фигура речи, я действительно смотрел его не меньше сотни раз и знаю фильм кадр за кадром, все диалоги, каждую музыкальную фразу). Так вот: первое ощущение – это свет, струящийся отовсюду. Фара мотоцикла, мчащегося по ночному Ташкенту в начальных кадрах. И сам город, наполненный солнцем, где живут эти ребята с незамысловатой судьбой, точно такие же, как ты и я. И дрожащий, плавящийся в огне воздух на буровой в зоне пожара, который с бригадой Мавлятова тушит герой Нахапетова по имени Родин. И две пары глаз, излучающих встречный свет сквозь окно троллейбуса. И искрящийся поток горной реки – арыка Анхор, увлекающий Родина с арбузами… Но главный свет исходит от них самих – от этих ребят с такой ясной, незамутненной никакой пошлой ерундой жизнью, где дружба – это дружба, работа есть работа, а любовь – это что-то чистое, настоящее, человеческое.

Насчет человеческого. Вот Родин с очередного пожара прилетает в Хиву на полдня повидаться со своей девушкой Таней и нечаянно узнает, что она уже не совсем его девушка. А может, и совсем не его. И произносит такие слова:

- Я не виню тебя, наверное, нельзя было по-другому. Когда нет настоящего, рано или поздно приходится врать. Но я не хочу так. Все должно быть по-человечески. А иначе не стоит жить, понимаешь?

«Все должно быть по-человечески…». Вот ключевые слова. Вот почему фильм, давным-давно сказавший нам о самом главном, уже полвека держит за горло, не отпуская далеко от той реки с арбузами. Хотя в эту воду нам уж точно не войти. Все теперь другое, и слишком многое кажется чужим. Там юные, чистые люди, там в воздухе разлиты доброта, дружба, верность и нежность, там живы мама с отцом, там солнце светит всем поровну и действуют правила человеческого общежития. Где все это? Тот мир растворился во времени, как в кислоте. И только утратив его, понимаешь, как все это было важно – пожалуй, поважнее нашего сегодняшнего относительного благополучия и положения, выстраданных в боях местного значения…

И вообще, что за черт! Почему все время тянет оглядываться назад и с щемящим чувством всматриваться в то, что давно скрылось под толщей вод, занесено илом? Банально все списывать на возраст. Дело все-таки в другом: сравнения дня вчерашнего и сегодняшнего объективно не в пользу нынешней эпохи — по-дурацки расцвеченной, хмельной и… какой-то пластмассовой.

Банальная фраза на все времена: «Молодость – это всегда прекрасно!». Не знаю, не знаю… Представьте Родина или студентку Таню в черной майке с надписью: «Я вас не знаю, идите на х…». Или себя. Не получается, правда?

В фильме «Влюбленные» нет назидания, те рецепты больше не действуют в нынешней сложной эпидемиологической обстановке. Он просто остается нам как искреннее, бесценное свидетельство нашей юности. Едва ли его создатели с киностудии «Узбекфильм» рассчитывали на это, они были слишком молоды, чтобы думать о вечном. Вдумайтесь: режиссеру Эльёру Ишмухамедову в ту пору было 27, актерам Родиону Нахапетову и Анастасии Вертинской – по 25, Рустаму Сагдуллаеву - 19. Самый старший из них – композитор Богдан Троцюк, написавший прекрасную музыку к фильму (берусь утверждать: это один из лучших саундтреков в мировом кинематографе) – 37. А если учесть, что тремя годами ранее та же творческая группа на той же студии создала фильм-предтечу под названием «Нежность», то можно диву даваться: как рано явились свету эти таланты, как вольно заявили они о себе в общем-то несвободной, идеологически загипнотизированной стране.

Тому можно найти много объяснений. Само время: 60-е катятся к закату, но застой еще не наступил. И сами люди: дети войны ценят жизнь так, как другим и не снилось, они различают свет даже в полутьме. И само место действия: Ташкент после масштабного землетрясения восстает из пепла и тянется к солнцу. А еще французский прононс, проникший в фильм из-за железного занавеса...

Но нам-то с вами все эти объяснения ни к чему. Любовь вообще в них не нуждается. Любишь - потому что любишь, вот и все. Как здорово, что мы это увидели, почувствовали, полюбили и запомнили!

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9353
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7054
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?