Главная Культура 15:00 01 Июля 2016 1822
Цензура – путь к фундаментализму

Арт-лидеры Англии и России ответили на ленинский вопрос – кому принадлежит искусство

Елена Широян

В обычной жизни встретить этих людей практически невозможно – не только россиянину, но и рядовому британцу. Один из лидеров английского балета Алистер Сполдинг, директор Королевской академии искусств Тим Марлоу, гендиректор Британского совета Кирон Деван, директор музея Виктории и Альберта Мартин Рот, Британской национальной школы кино и телевидения -- Ник Пауэлл… Восемь международных звезд, топ-менеджеров, определяющих культурную политику Великобритании, побывали в Москве ради цикла дискуссий.

Каждому из них оппонировал не менее яркий деятель искусств России: спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, глава Первого канала Константин Эрнст, директора Третьяковской галереи и Государственного Эрмитажа Зельфира Трегулова и Михаил Пиотровский, меценат и владелец института «Стрелка» Александр Мамут, овеянные скандальной славой режиссер Кирилл Серебренников и художник Олег Кулик… А из зала Врубеля в Третьяковке, где проходили эти встречи, – десятки вопросов от молодых продюсеров, кураторов, художников, журналистов и музейщиков. Вечный спор на темы «Что есть истина?», а также «Кто виноват?» и «Что делать?»...

Символично, что дискуссия «Культурное лидерство в современном мире», организованная Третьяковской галереей при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина и фонда «Academia Rossica» (Лондон), прошла на фоне идущей сейчас в Москве выставки из лондонской Национальной портретной галереи «От Елизаветы до Виктории».

Хотя, казалось бы, о чем спорить: все мы осознаем, как важна культура, в том числе в тех европейских представлениях о цивилизации, в которых живет и русское искусство начиная с XVII века, да собственно и раньше, с его вхождение в христианский мир. Ведь и древнерусская икона, прославившая страну, когда-то пришла к нам из Византии. Все тесно переплетено, и тем не менее различий немало. На вопрос, кому принадлежит искусство, мы пожмем плечами: давно известно – народу. А музеи с их коллекциями – государству… Но англичане отвечают иначе: всё это – достояние будущих поколений. Именно к ним всегда обращались передовые художники. Возможно, тут кроется ответ на вопрос, почему Лондон считается столицей современного искусства.

Впрочем, залог успеха – и в том, что «старая» культура ничуть не списана со счетов. Музеи Британии хранят произведения различных эпох – практически всю историю искусства. Немаловажно, что вход в большинство музеев, включая поистине великие, как Британский или Национальная галерея Лондона, – бесплатный для всех. При этом у дверей вы увидите большие прозрачные ящики, доверху набитые купюрами разных стран: сюда просят вносить пожертвования. Британцы не отрицают, что и у них есть финансовые проблемы, без устали ищут спонсоров и меценатов. Прежде всего – для тех, кто еще только начинает свой путь в искусстве, сулящий открытия. Это подчеркивает Алистер Сполдинг, руководитель ведущего британского театра балета и современного танца Sadler’s Wells (того самого, с которым в последние годы приезжала в Россию легендарная французская балерина Сильви Гиллем). Театру триста лет, и он не отказывается от популярных спектаклей, способных привлечь публику и средства. Но сейчас для него важнее не столько богатая история, сколько новаторские постановки. «Мы открыты для любых форм хореографического искусства, но только современных: танец должен быть живым, обращенным в будущее», – убежден Сполдинг.

О серьезности подхода британцев к роли культуры в развитии общества говорит такой факт: в 2012 году с участием Сполдинга основано движение «What Next?» – «Что дальше?». Оно объединило культурных лидеров и арт-институты, помогая усилить влияние культуры. Ее компромисс с обществом и даже государством возможен, но все-таки важнейшие решения в искусстве принимают не чиновники, а художники и арт-менеджеры. Те самые лидеры культуры, которые подталкивают ее к прогрессу. Без высокомерия, но с четким осознанием: нужно дать дорогу всему новому и талантливому. Что вовсе не исключает внимания к широкому спектру культуры с ее былыми достижениями – они становятся капиталом в развитии, залогом движения в будущее.

Театры и концертные залы, музеи, да и просто город с его парками и домами – все охватывает сравнительно новое понятие «безбарьерная среда». Это не только пандусы и аудиогиды, которые все более становятся привычными и у нас в России. Речь о большем. Чтобы Лондон стал тем открытым городом, которым он предстает сегодня (и зарабатывает на туризме десятки миллиардов фунтов стерлингов в год), понадобился огромный труд. И… толерантность. Сейчас странно вспоминать, какие скандалы вплоть до обвинений в аморальности, сопровождали знаменитых писателей и художников-прерафаэлитов – Оскара Уайльда, Бердслея... Нынешний Лондон готов расслышать самые разные голоса, в том числе русские, помочь художникам в самореализации: ведь их творчество принадлежит всему миру, а не отдельной стране.

Именно с этим посылом Тим Марлоу организовал в Королевской академии выставку китайца Ай Вэйвея, выступив как локомотив, преодолевающий барьеры. Этот художник – истинный лидер, его мощное политическое искусство говорит на всемирном «языке свободы», притом с тонким пониманием как мировой истории, так и векторов современности. И это наилучшая форма политического искусства, поскольку здесь послание к власти осуществляется на высоком художественном уровне качества, подобно «Гернике» Пикассо — гениальному примеру протеста против войны. А вот с чем Марлоу не согласен, так это с попытками иных авторов сделать себе рекламу на протестном искусстве, переходящем в манифестацию. Тем не менее, Королевская академия – свободная институция – не ставит запретов на пути самовыражения художника. Искусство имеет право и на вызов, считает Марлоу.

В целом культура предполагает широту интерпретации. И люди вправе выбирать, принять ли ее, изменить, а возможно, и отринуть. Британцы предоставляют художнику свободу и бьют тревогу, если видят признаки цензуры. Опасна в искусстве и самоцензура. Еще опаснее фундаментализм, причем любой: политический, религиозный, либеральный. Важно не навязывать другим свое мнение, но оставлять пространство для дискуссии: лишь так вы продвигаетесь к поиску истины.

Искусство должно избегать опасности стать товаром ширпотреба, добавляет Патриция Браун – президент Лондонского фестиваля архитектуры и консультант мэра Лондона. С ней мы говорили о проблемах мегаполиса: он постоянно должен изобретать себя заново, быть открытым, изменчивым и гостеприимным – городом не для машин, а для людей. Браун не исключила, что может почерпнуть для себя нечто ценное в Москве, например, изучив наш метрополитен: он хоть и моложе лондонского лет на 70, но превосходит его по дизайну и убранству. А практичность – это ведь далеко не все, что нужно людям. Без красоты их жизнь тоже неполноценна.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36418
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8275
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5027
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4105
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4031
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...