Главная Культура 18:08 30 Ноября 2020 2162
Что бы Гергиеву ответил старый рабби

В Москве завершился фестиваль Мариинского театра. Героизм или безрассудство?

Сергей Бирюков
Валерий Гергиев, мариинский оркестр и Мао Фудзита играют Бетховена. Фото автора

В это трудно поверить, но Мариинский театр провел-таки в Москве уже второй свой фестиваль «Зарядье», который несмотря на ковидную пору стал не менее представительным, чем первый такой смотр ровно год назад. Даже журналисту «Труда», гораздо более компактной и оттого по идее мобильной единице человеческого бытия, удалось добраться лишь до одного концерта праздника. Что сказать тогда об энергетическом потенциале громадного коллектива, показавшего в столице внушительный объем музыкальных и сценических работ? Насколько это героично – и насколько безумно во время пандемии и «процентной нормы» заполняемости залов, когда надежнее всего сидеть по домам, ибо все остальное в убыток и театральному бюджету, и здоровью людей, в первую очередь самих артистов?

Напомню, мариинцы привезли в зал «Зарядье», ставший для них за последние два года чем-то вроде московской резиденции, 8 программ и обширный репертуар от «Осуждения Фауста» Берлиоза до московской премьеры оратории Софии Губайдулиной «О любви и ненависти», от классических инструментальных концертов с солистами уровня Николая Луганского и Дениса Мацуева до грандиозной Седьмой симфонии Шостаковича и четырех (!) балетов.

Это на фоне массовой отмены или переноса других мероприятий. На фоне трагических сообщений, среди которых одно из самых шокирующих – о безвременной кончине дирижера Александра Ведерникова.

Но попробуй скажи Гергиеву: «Надо сидеть дома». Не поймет. И Валерия Абисаловича далеко не все поймут. Одни споют дежурную осанну, другие дежурно проклянут, обозвав «Карабасом-Барабасом» и «придворным дирижером, которому все можно».

Мне тоже тревожно, что в Мариинке, как слышно, по-прежнему люди болеют. У меня тоже сердце сжимается за артистов, в эти дни вынужденных давать по два выступления в день, чтобы хоть как-то заработать. Но это, кстати, ведь не только к мариинцам относится – так и у Теодора Курентзиса работают, и у Владимира Юровского, и наверняка у других лидеров тоже. Кто тут прав – пресловутый «Карабас-Барабас», или его труппа, или госвласть, своими волюнтаристскими решениями толкающая артистов на отчаянный труд в почти пустых залах, – не возьмусь судить. Как в старом анекдоте, где старый мудрый рабби, от которого в трудной ситуации ждали решения, изрекает лишь: таки плохо.

Но факт: две недели московская публика – та ее часть, которая пока на ногах, – стремилась на мариинский музыкальный фейерверк, от которого вашему покорному слуге достался только один вечер, но – финальный, а значит по-особому ответственный. Щедрин и Бетховен – хорошее сочетание, тем более что у обоих скоро общий день рождения – 16 декабря.

Формально премьера здесь была только одна – первое московское исполнение «Приключений обезьяны». Однако и Торжественную увертюру Родиона Щедрина, думаю, можно отнести к разряду музыкальных редкостей: вряд ли сочинение, написанное в 1982 году к 60-летию СССР, так уж часто с тех пор игралось. А вещь, между тем, весьма любопытная, насколько моего слуха хватило, глубоко ироничная, в самой пафосной своей теме развивающее интонации… наиболее «хулиганского» сочинения композитора – «Озорных частушек».

А затем прозвучало то самое «музыкальное прочтение по одноименному рассказу М. Зощенко», как определил 87-летний автор «Приключений обезьяны» жанр этой партитуры для чтицы, солистов и оркестра, посвященной им памяти своей жены Майи Плисецкой. При всей рискованности соединения животного названия с именем великой балерины, замысел глубоко обоснованный. И дело не только в том, что, как поясняет сам Родион Константинович, Майя Михайловна любила эту иронично-добрую притчу Михаила Михайловича, а еще, мне кажется, в поразительной, буквально «балетной» пластичности истории, где столько действия, движения, характеров, акробатики. Оркестровая виртуозность Щедрина – на невообразимой высоте. Хотя по яркости тематизма, наверное, его партитура уступит сочинению, очевидно послужившему жанровым прообразом – прокофьевскому «Пете и волку».

Ну и 4-й концерт Бетховена. Отлично, может, даже слишком аккуратно интерпретированный одним из птенцов гнезда Гергиева, лауреатом прошлогоднего конкурса Чайковского Мао Фудзитой, которому, кстати, ровно в день нынешнего концерта исполнилось 22 года. Юный японец был так счастлив, что, кажется, даже расплакался – что не помешало бойко сыграть на бис финал 13 сонаты Моцарта и миллион триста тысяч пятьсот двадцать первую транскрипцию 24 каприса Паганини, доказавшую, что из вечнозеленой мелодии может получиться и отличная джазовая румба, и буги-вуги.

Напоследок – жест, подсмотренный с позиции, которая редко достается слушателю, но в «Зарядье» она реальна: прямо над тылами оркестра. Так вот, «деревянные духовики» после концерта пожали друг другу руки. Ну что им пятисоттысячное исполнение Четвертого концерта? А значит – «что». Значит – чувство ансамбля, поддержки коллеги, да просто красота совместной игры для супер-искушенных людей – по-прежнему ценность. Не здесь ли ответ на тот «вопрос к рабби»?

То самое рукопожатие духовиков

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9309
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7026
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6218
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?