
В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже числится первородство — она была основана еще в 1987 году, а державный «Золотой орел», возникший по инициативе Никиты Михалкова, взлетел на 15 лет позже. И тут же попытался «Нику» заклевать. Но она выстояла под ударами его клюва. С тех пор соперничество двух кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом. Не стал исключением и нынешний год.
«Золотой орел» раздал награды еще в конце января. Триумфатором премии стала военная драма «Воздух» Алексея Германа — младшего, победившая в шести категориях, включая номинацию «Лучший фильм». И можно было бы порадоваться за успех картины, если бы не одно но. Команда Никиты Михалкова из неведомых побуждений исключила из участия в конкурсе смелую экранизацию романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», которая стала настоящим хитом киносезона.
Лента Михаила Локшина породила серьезную дискуссию в прессе и соцсетях, собрала в нашем прокате огромные для авторского кино 2,3 млрд рублей, а в эти дни выходит на экраны ряда европейских стран. Ввиду отсутствия честной конкуренции триумф на «Золотом орле» большого, трудоемкого, но неровного, с драматургическими провалами «Воздуха» вызвал у специалистов вопросы.
Тем не менее на «Нике» фильм «Воздух» тоже не был забыт и получил девять номинаций. «Мастер и Маргарита» и автобиографическая экранная исповедь Владимира Грамматикова «Смотри на меня!» были представлены в семи категориях. Пять номинаций оказалось у российско-грузинской картины «Снег в моем дворе», четыре — у динамичной криминальной драмы «Кончится лето». Между этими фильмами и должна была развернуться основная битва. Серьезного сражения, впрочем, опять не получилось. Но уже по другой причине.
Безусловным лидером на премии «Ника» оказалась неканоническая и яркая, насыщенная острыми современными аллюзиями экранизация «Мастера и Маргариты». Картина победила во всех семи представленных номинациях. Она получила призы за лучший фильм, лучшую операторскую работу (Максим Жуков), лучшую работу художника (Денис Лищенко), лучшую женскую роль (Юлия Снигирь) и лучшую мужскую роль (Евгений Цыганов). Последний разделил награду с недавним оскаровским номинантом Юрой Борисовым — на сей раз новый любимец публики блеснул не в американской «Аноре», а в якутском триллере «Кончится лето».
Приз за лучшую режиссуру получил Бакур Бакурадзе за поэтичный и человечный «Снег в моем дворе». Лучший сценарий, по мнению академиков «Ники», написали Елена Киселева и Андрей Кончаловский («Смотри на меня!»). За роли второго плана были посмертно награждены ушедшие от нас Роман Мадянов и Евгения Добровольская, сыгравшие, соответственно, в фильмах «Любовь Советского Союза» и «Хуже всех».
Алексей Рыбников удостоен приза за волнующий саундтрек к фильму «9 секунд». Открытием года названа Зака Абдрахманова, режиссер авторского фильма «Папа умер в субботу». Приз в номинации «Честь и достоинство» по праву получил сухощавый и бодрый 99-летний композитор Александр Зацепин, написавший музыку к доброй сотне фильмов, в том числе практически ко всем картинам Леонида Гайдая.
Словом, награды нашли достойных, как и обещал во вступительном слове президент «Ники» Андрей Кончаловский. Среди лауреатов не оказалось только создателей «Воздуха» — картина, ставшая триумфатором «Золотого орла», на «Нике» пролетела во всех своих девяти номинациях. Не думаю, что тут был некий коварный замысел академиков «Ники», к которым имеет честь принадлежать и автор этих строк. Я с давним уважением отношусь к творческим поискам Алексея Германа, но мои личные предпочтения в большинстве случаев совпали с коллективным вердиктом, где на вершине пирамиды оказался событийный для современного российского экрана фильм «Мастер и Маргарита». А чуть пониже расположились другие достойные картины.
Что до фильма «Воздух», то это не лучшая работа в фильмографии режиссера, у которого были фильмы посильнее, помускулистее. И уж точно это не главная картина года, как выяснилось, не самого скудного на творческие свершения. И «Ника», приверженная в своих оценках исключительно художественному качеству, с точностью сейсмографа лишь зафиксировала эту ситуацию.