
На этой неделе пресса запестрела сообщениями, что еще немного терпения, еще чуть-чуть — и российские спортсмены вернутся на международную арену. Все вместе, под нашим флагом, гербом и гимном.
Поводом стали заявления главы Минспорта и ОКР Михаила Дегтярева. В понедельник, 14 апреля, чиновник сообщил, что, по его расчетам, МОК через два-три месяца снимет с нас санкции. А на десерт Михаил Владимирович уверенно заявил, что сборные России и США по хоккею проведут между собой несколько товарищеских матчей.
Тут к месту напомнить, что признание ОКР в МОК было отозвано не в связи с возвращением Крыма и даже не с началом СВО. Это случилось 12 октября 2023-го и стало ответом на признание Олимпийским комитетом России новых территорий: Донбасса, Луганской, Херсонской и Запорожской областей, и сделал это МОК под давлением национального Олимпийского комитета Украины. А насчет допуска на Олимпиаду — это уже другая процедура, и тут еще предстоит более сложная борьба, даже если пытаться получить для наших атлетов лишь нейтральный статус.
И тут глава ОКР сделал сенсационное заявление, которое еще вчера представить было невозможно. «Наше членство было отозвано в 2023 году из-за включения комитетов наших четырех исторических областей в состав ОКР, — заявил Михаил Дегтярев. — Таким образом, мы нарушили Олимпийскую хартию. С юридической точки зрения все так, с точки зрения международного права это все еще территория Украины. Пока не будет международного признания этих регионов, иначе не будет. Поэтому мы исключили из состава ОКР все региональные комитеты, зарегистрировали устав, передали его сперва Томасу Баху, а потом и Кирсти Ковентри (новой главе МОК). Теперь причин для отстранения ОКР нет».
Да, именно вот так! Хотя недавно многие наши общественные деятели и даже крупные государственные чиновники публично осуждали спортсменов, которые готовы соревноваться под нейтральным статусом, «под белой тряпкой с пятью кольцами» вместо флага и герба. Но тут российский министр вроде бы публично отказывается от спортивных обществ территорий, которые поправками к Конституции включены в состав Российской Федерации. И пока что никаких осуждений! Видимо, команда о смене политических деклараций в олимпийском спорте дана с самого верха.
На летние Игры 2028 года в Лос-Анджелесе Дегтярев дал прогноз еще более уверенный: «Даю 99%, что там национальная сборная России будет выступать с флагом и гимном, а также с аккредитованными на Игры российскими журналистами». При этом Михаил Владимирович опять не раскрыл нам свои информационные источники столь безудержного оптимизма. Видимо, он знает больше, чем все остальные любители спорта. Только не совсем понятно, откуда взялась упомянутая цифра. Неужели из каждых 100 российских заявок на участие в Играх-2028 будет отклонена лишь одна?
Но лично мне более вероятной кажется другая версия — подсмотренная у Ходжи Насреддина. Тот пообещал эмиру за 20 лет научить осла говорить и заранее взял задаток в 5 тысяч таньга. А свою жену успокоил: «За это время либо ишак сдохнет, либо эмир умрет». Но в данном случае глава ОКР рискует куда больше: до Игр в Лос-Анджелесе осталось всего три года. Известная специалистка по фигурному катанию Татьяна Тарасова уже прокомментировала заявление Дегтярева: «Если он говорит — значит, знает. Потому что этого еще никто не говорил». И летом 2028 года, надо полагать, нынешнему главе Минспорта и ОКР его обещание припомнят обязательно. И мы искренне порадуемся, если радужные прогнозы оправдаются.
Что касается планов на более близкое будущее, то тут наш главный спортивный чиновник не столь оптимистичен. Из представителей зимних видов спорта пока что нейтральный статус от МОК и международных федераций получили лишь российские фигуристы, конькобежцы, мастера шорт-трека и нового вида олимпийского спорта — ски-альпинизма. Причем лишь по одному нашему представителю в каждой из дисциплин. На очередном заседании исполкома ИИХФ 4 февраля вопрос о допуске сборной России даже в нейтральном статусе отложили на апрель. После чего министр напомнил, что в случае недопуска российских хоккеистов их место в Милане-2026 займет Франция, а глава ИИХФ Люк Тардиф как раз гражданин этой страны. Видимо, тут расчет на поддержку мировой хоккейной общественности, поскольку французы слишком слабы в сравнении с российской командой. Но, может быть, министр просто заранее придумывает оправдание, если ИИХФ откажет нам в праве на участие в олимпийском турнире? А ведь недавние торжества по случаю рекордных голов Овечкина наглядно подтвердили: к российскому хоккею во всем мире велик интерес не только рядовых болельщиков, но и звезд разных видов спорта и шоу-бизнеса и даже политиков.
А в завершение хоккейной темы Дегтярев сделал довольно странное заявление: решение по участию сборной России в Играх в Милане должен принимать МОК, а не ИИХФ. Неужели Михаилу Владимировичу неизвестно, что перед Олимпиадой в Париже МОК как раз сделал ровно наоборот: все полномочия по решению о допуске туда россиян передал международным спортивным федерациям. И именно благодаря этому наши нейтральные спортсмены смогли выступить на летних Играх. Да, их там было всего 15. Но некоторые наши атлеты, получив нейтральный статус, не поехали в Париж уже по решению российских спортивных федераций либо по каким-то третьим причинам — например, из-за нежелания увольняться из силовых структур и лишаться стабильного заработка.
Подытожим тему неожиданно захлестнувшего спортивных чиновников оптимизма. Пока из официальных международных источников никаких явных улучшений наших олимпийских перспектив не наблюдается. Главные решения насчет российских атлетов будут приняты на осеннем исполкоме МОК, который пройдет в Милане 18-19 сентября.