
В среднем желаемый доход граждан после выхода на пенсию составляет 52,3 тысячи рублей в месяц, показал опрос НПФ Сбербанка. Откуда берутся эти цифры и как ожидания граждан соотносятся с действительностью?
Дмитрий Абзалов, глава Центра стратегических коммуникаций
— Пенсии однажды дойдут и до 50 тысяч, но к тому времени покупательная способность денег утратится. Наши реформы так и не смогли сформировать нормальное соотношение между зарплатами и пенсиями. Больше скажу: во всем мире мы видим кризис пенсионных систем. Например, наследуемость пенсии как права. Социальные пенсии не передаются по наследству. Депозиты — наоборот. С накопительными пенсиями тоже вопросы: хотя человек сам откладывал всю жизнь на старость. Чтобы навести порядок, надо завершить все политические дрязги, стабилизировать фондовый рынок, обуздать цены. Тогда у пенсий появится шанс расти выше инфляции.
Василий Колташов, директор Института нового общества
— Если от 52 тысяч отнять обязательные расходы, то свободных средств останется 30 тысяч. Они уйдут на питание, одежду, минимальную культурную жизнь. То есть запросы ветеранов более чем скромные, а в реальности и того нет. Система ПФР заточена на то, чтобы люди как можно дольше работали. Мой совет: необходима личная рентная база. Если вы будете получать 20-25 тысяч пенсии, а к этой сумме добавится 40 тысяч рублей ренты, то сумма получится приличная. Еще хорошо бы вложиться в недвижимость под сдачу. Если есть дача на лето, то сдача пустующей квартиры может решить материальный вопрос.
Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ
— Хорошая новость: тенденция к росту пенсий продолжится. А плохая в том, что этот рост остается недостаточным. Последние два года реальные пенсии из-за инфляции даже с учетом индексаций падали. Все зависит от экономики: если она благополучна, то естественным образом растет налогооблагаемая база. А налоги идут в том числе на социальные выплаты. У нас из-за проблем с демографией полтора работающих обеспечивают одного пенсионера, а надо, чтобы первых было вдвое больше. Пенсии сегодня составляют 25-30% от зарплаты, это очень мало. Спросите: где брать деньги? Либо поднимать экономику, либо повышать налоги. К слову, в Норвегии в Пенсионном фонде больше 1 трлн долларов резервов при населении 5,6 млн человек. Что касается цифр опроса, то я бы не делал на их основе долгоиграющих выводов. Спросите человека даже в благополучной стране, какую пенсию он хочет, и он назовет цифру вдвое больше реальной.
Андрей Бунич, глава Союза предпринимателей и арендаторов
— Какой смысл измерять чьи-то хотелки? Сейчас пенсионеры получают немного, но гарантированно. Плюс я бы учитывал здесь многочисленные льготы. Бесплатные возможности пользоваться услугами — от общественного транспорта до санаториев и скидок по ЖКХ. Государству опасно набирать завышенные обязательства, а вот обеспечить дополнительными гарантиями инструменты накопления стоит. Ведь государство уже страхует вклады до 1,4 млн рублей.
Игорь Николаев, главный научный сотрудник Института экономики РАН
— Люди называют сумму желательной пенсии на основе потребительских потребностей. Такие оценки властям не следует игнорировать. Еще лет пять назад средняя пенсия у нас соответствовала 35% от реальной зарплаты, сейчас — на четверть меньше. Региональные надбавки грошовые. Надо возвращаться к накопительной системе, где бы активно участвовало государство. Нынешняя история с баллами малопонятна и непрозрачна: стоимость балла гораздо меньше, чем работающий человек платит в Социальный фонд. Люди такую несправедливость чувствуют за версту.