
Самое время напомнить, что усилиями Министерства культуры РФ практически над всем отечественным культурным наследием — дорогими сердцу каждого россиянина памятниками археологии, древними крепостями и городищами, монументами и воинскими мемориалами — нависла прямая угроза уничтожения. Кто и как их теперь защитит?
Месяц назад в публикации «Труда» с говорящим названием «Хана родному пепелищу» заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов высказался о так называемой новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия. Самое страшное (другого слова не подберешь) в этом деле, что принято оно с подачи Минкультуры РФ и уже с 1 марта вступило в силу.
Что означает новое Положение? Ликвидацию зон охраны тысяч памятников археологии, древних крепостей и городищ, некрополей, полей сражений, памятных мест, монументов и воинских мемориалов. Ломку системы охраны культурных ландшафтов и исторических городов. И, похоже, Министерство культуры, которое, казалось бы, должно биться не на жизнь, а на смерть за каждую пядь культурного пространства, ибо это и есть наша Родина, не испытывает к нему никаких чувств. Как с горечью написал Женя Соседов, зоны охраны теперь не положены ни месту дуэли Пушкина на Черной речке, ни месту убийства Лермонтова в Пятигорске, ни могиле дорогого прадедушки Александра Сергеевича Абрама Петровича Ганнибала. И особо расторопные смогут построить прямо около этой могилы АЗС с кока-колой и хот-догами, а на горе Машук — шашлычную.
«Постановление изобилует огромным количеством новых понятий, не существующих в законодательстве, которые вводятся почти в каждом абзаце, чтобы окончательно облегчить застройку всего и вся, и в десятке пунктов открыто противоречит Конституции РФ и Федеральному закону об охране памятников № 73-ФЗ. И не просто противоречит — оно написано демонстративно как некий антиконституционный и антигосударственный акт, к тому же еще ограничивающий права граждан и в целом принятый за пределами компетенции правительства. Непонятно, куда смотрели правовые управления, которые должны проверять документ хотя бы с точки зрения юридической техники. Возможно, дело в какой-то новой форме запредельной коррупции, когда предметом размена становятся не отдельные памятники и земельные участки, а сразу вся страна со всей ее тысячелетней историей и всеми ее святынями», — резонно интересуется Евгений Соседов.
Давайте подумаем, как нам быть, как могут отреагировать люди на вопиющие факты, если на улицы с плакатами нельзя. Поставить в «ФБ» значок с молитвенно сложенными руками? И что это изменит? Этак мы все свое наследие профукаем, точнее, то, что от него осталось. А может, объявить во всеуслышание назревшую «скрепу»: сохранять наследие. Создать общественное движение «Наше наследие» со своей структурой, не все же одному Жене Соседову за всех бороться. Газета «Труд» вместе с ним борется вот уже 15 лет, присвоив ему почетный статус «Защитник». Выливается это в информирование населения, которое, конечно, возмущается и ставит лайки. Так вот, не надо лайков, нужно Движение за право передать потомкам наше достояние — леса, соборы, усадьбы, пейзажи, красоту. Русскость сохранить и передать!
А пока для того, чтобы понять, как на этом поле обстановка, далеко ходить не надо. Вот, к примеру, московский парк «Покровское-Стрешнево», мое ближайшее наследие, как я сама это для себя определяю. Заповедный. Где якобы и говорить громко нельзя, и съемку производить. И, конечно, нельзя по мосткам через реку Химку ездить на самокатах и велосипедах — как гласит соответствующий баннер. И аккурат мимо него со свистом катят велосипедисты и самокатчики — привет, мол, Сергею нашему свет Семенычу! Да что велосипедисты. По в разы поредевшему парку — сосны без единой червоточины пилятся здесь втихую постоянно — ездят авто! А внутри парка в окружении столетних сосен построен коттеджный поселок для особо выдающихся личностей. Недавно на ЦИАН увидела объявление о продаже коттеджа в этом уникальном месте — так и было сказано: самое невероятное предложение: «Невероятное предложение» оценено в 1,97 млрд рублей. Дальше, думаю, не надо продолжать — теперь такие «невероятные предложения» будут расти как грибы после дождя на месте парков, усадеб и всего, что нам дорого, так как жадность людская неистребима.
Короче, нет у нас, дорогие сограждане, другого выхода. Даешь новую скрепу!