
Он был со мной неразлучно последние два года. До него у меня были другие, конечно, но он оказался столь совершенным, что поменял мою жизнь. Ему я доверяла все свои тайны, отдавая на хранение личные дневники. Он всегда знал, где я и с кем. У него был доступ к моему банковскому счету, он мог расплачиваться моими деньгами в магазинах и кафе. Следил за моим здоровьем, высчитывая уровень физической активности и напоминая, когда я записана к врачу. Читал мои мысли и запускал для меня любимые музыкальные треки... Признаться честно, мой смартфон знал обо мне больше, чем все друзья и родственники. И вдруг он... заблокировался!
Я дышала на него и терла теплой рукой. Мне хотелось его оживить, я даже удивилась, как трепетно отношусь к неодушевленному, в общем-то, предмету. На экране высветилась надпись «хахаха». Стало ясно: смартфон подхватил вирус, и его надо лечить, то есть перепрошивать, в сервисном центре.
Так на пару дней я осталась с давно позабытым чувством пустоты в руке. Освободившиеся руки стали непроизвольно пошевеливать пальцами, словно разминаясь после долгого и неудобного положения. Я стала больше жестикулировать. Приветственно махать рукой при встрече и на прощание.
Быстро выяснилось, что в моей жизни существует довольное жесткое расписание и от того, что я сошла с радаров, никакие планы не рухнули. Я просто приходила в нужное место в нужное время. Вся неделя была распланирована наперед. Рабочие вопросы я решала по электронной почте с ноутбука.
То есть как такового общения я не лишилась, но стало понятно, какие люди присутствуют в моей жизни и какую важность представляют они для меня, а я — для них. Вырисовались ближний и дальний круги общения. Оказалось, что теснее всего я общаюсь с сокурсниками по театральному факультету и киношколе, где учусь сейчас. Отсутствие смартфона никак на нашей коммуникации не сказалось, так как занятия начинаются по расписанию.
Зато вдруг с радостью осознала, что в моей жизни много реального общения. Все же я аналоговая и отличаюсь от цифрового поколения зумеров. Да, на время пропала возможность болтать с подружками по телефону, но пока гуляла с собакой, подружилась с соседкой. Мы договорились вместе играть в теннис, так что у меня стало на одну подругу больше.
Самым для меня сложным оказалось то, что я не могла контролировать свой банковский счет в приложении. Я переживала до такой степени, что сумма счета мне приснилась во сне. До копейки! Так работает наше подсознание.
Специалисты утверждают: наш мозг — хранилище более сложное и объемное, чем карты памяти и облачные сервисы. Люди закачивают в него терабайты информации, и она лежит там невостребованная. А мы, ленясь, отдаем себя во власть искусственного интеллекта...
За день я вошла во вкус жизни без смартфона. С меня, как шелуха с луковицы, слетели некоторые обязательства, так как я не могла ответить по телефону или прочитать «срочное» сообщение в мессенджере. Впервые за долгое время ногами сходила в отделение банка и сняла наличные, чтобы не паниковать из-за невозможности получать уведомления о тратах. Несмотря на скромную сумму в кармане, я вдруг почувствовала себя человеком при деньгах! Пластиковая карта мне такого ощущения не дарила. Новая свобода нравилась все больше и больше. Я вспоминала счастливые времена, когда у людей не было мобильных телефонов, а личные данные не были закачаны в Сеть. Странно даже представить, как свободны мы были! И на что мы променяли нашу свободу? На удобство? Комфорт? Возможность, не вставая с дивана, заказать себе продукты в магазине? А стоило ли оно того?
Кстати, в результате вынужденного эксперимента «жизнь без смартфона» я обнаружила того, с кем мне не нужны приспособления для коммуникации даже в современном цифровом мире, — это моя собака. Стоп! Ведь к сегодняшнему дню в сервисе обещали починить смартфон. Пора за ним ехать...