
В минувший вторник, 15 апреля, в Москве задержали экс-губернатора Курской области Алексея Смирнова.
Регионом он успел официально поруководить три с половиной месяца, вступив в должность 16 сентября 2024 года. Но, как сообщают в правоохранительных органах, оперативные мероприятия велись за фигурантом, когда он еще занимал кресло в должности врио. Тогда «появились данные о причастности Алексея Смирнова и его первого зама Алексея Дедова к мошеннической схеме». Ныне оба Алеши обвиняются в хищении казенных денег, выделенных на возведение оборонительных сооружений в Курской области.
Средства поступали немалые. Как зафиксировано в иске Генпрокуратуры, в 2022-2023 годах правительству Курской области из федерального бюджета было выделено 19,4 млрд рублей для строительства на границе региона с украинской территорией блиндажей, огневых точек, опорных пунктов, противотанковых пирамид и рвов. А Смирнов еще с осени 2018 года в должности замгубернатора курировал вопросы строительства, ЖКХ, экологической безопасности, развития предпринимательства, а попутно руководил «Корпорацией развития Курской области».
Когда область наряду с другими приграничными регионами стала регулярно подвергаться обстрелам погранпунктов и налетам беспилотников, Смирнов докладывал в Москву, что оценивает обстановку как «сложную и напряженную», но подчеркивал, что она «находится на постоянном контроле». Но теперь стало более понятно, что именно он держал «на контроле». В иске Генпрокуратуры говорится: ответчики создали «видимость выполнения работ по строительству защитных сооружений и реализовали ложную схему расходов, заключив фиктивные договоры с фирмами-однодневками на поставку строительных материалов».
Возникает резонный вопрос: как можно создать видимость строительства блиндажа и противотанкового рва? Они или есть — или их нет.
А еще оцените, сколько защитных укреплений можно было построить на 1 млрд рублей — это сумма, которая теперь инкриминируется Алексею Смирнову лично. Сколько защитников Курской области пали лишь потому, что остались без опорных пунктов, огневых точек, противотанковых пирамид. А украденные деньги превратились в роскошные особняки и люксовые машины чиновников «Корпорации развития Курской области».
И ведь не от бедности пускаются во все тяжкие. Согласно декларации за 2023 год, доход Алексея Смирнова составил 7,6 млн рублей, его супруги — 3 млн (всего у обоих получалось 30 тысяч рублей в день), а в совместной собственности у них в Курской области зарегистрированы четыре земельных участка и жилой дом с пристройкой. У жены в собственности две квартиры и нежилое помещение в Подмосковье...
«Только Генеральная прокуратура в своем судебном иске, который мы признаем и поддерживаем, требует вернуть в федеральный бюджет 3,2 млрд рублей», — говорит нынешний глава Курской области Александр Хинштейн.
«И это только то, что касается оборонительных сооружений, и это не исчерпывает целый ряд претензий, которые есть сегодня. Потому что целый ряд уголовных дел возбужден, по каждому из этих уголовных дел есть суммы ущерба, и это только начало пути. Злоупотребление, коррупция, воровство были поставлены на широкую ногу. «Корпорация развития Курской области» превратилась в корпорацию расхищения Курской области...» — продолжил Александр Хинштейн.
Добавим, что по заявлению генпрокурора РФ Игоря Краснова только в минувшем, 2024 году российские суды изъяли у отечественных чиновников высоких рангов почти на 500 млрд рублей движимого и недвижимого имущества. То есть не вокруг одних фиктивных укрепрайонов кормятся столоначальники.
А еще летом 2020 года в соцсетях появилась подробная информация об успехах правоохранительных органов в борьбе с российскими губернаторами-казнокрадами. Тогда шесть глав регионов и два бывших губернатора получили реальные сроки, три получили «условно», четверо попали под «истечение срока давности», еще восемь на момент публикации находились под следствием. И лишь шесть оказались полностью оправданы.
Чуть позже один из столичных судов приговорил еще бывшего пензенского губернатора к 12 годам колонии строгого режима за получение взятки в особо крупном размере. С ноября 2024 года в отставку «по отрицательным мотивам» ушли губернатор Ростовской области, губернатор Тамбовской области, губернатор Республики Коми. Кроме того, за последние пять лет «по этапу» пошли более десятка вице-губернаторов и других высокопоставленных чиновников рангом пониже.
Итого 30 губернаторам пришлось лицом к лицу повстречаться с Фемидой (по другим данным — 35) — это больше трети всего губернаторского корпуса, у которых были и свои «группы поддержки и дележки». Не многовато ли?