Главная Культура 20:25 30 Июня 2016 16232
Между «Лузерами» и «Отбросами»

Московский кинофестиваль нуждается в перезагрузке

Леонид Павлючик

В четверг поздно вечером, когда номер уже был подписан в печать, завершился 38-й Московский международный кинофестиваль. Так что мы не можем в этой статье назвать имена лауреатов киносмотра. Но зато можем с уверенностью утверждать одно: выбор перед жюри опять стоял нелегкий. Не потому, однако, что было много хороших фильмов и пряников не хватило на всех, а потому, что конкурс, по которому судят об уровне фестиваля, — увы, традиционно подкачал. Это самая уязвимая, поистине ахиллесова пята ММКФ. И, по большому счету, главную награду в конкурсной программе из 13 по большей части средних, а то и откровенно слабых картин присуждать было некому. Яркой, прорывной ленты опять не случилось. Но «Золотого Георгия» вручать все равно надо — таковы уж правила игры...

Никита Михалков, президент ММКФ, внезапно приболевший к началу фестиваля и пропустивший церемонию открытия феста, но, говорят, приведший себя в боевую форму к его окончанию, на брифингах и в интервью традиционно гордится тем, что Московский международный является киносмотром класса А. На самом деле это давно уже предмет не гордости, а, как мне представляется, хронической головной боли его устроителей. Ведь так называемый класс А предполагает, что в конкурсе имеют право участвовать только новые, не засвеченные на других фестивалях фильмы.

Что это значит на практике? А то, что в феврале закончился Берлинский кинофестиваль, в мае — Каннский, в сентябре стартует старейший в мире Венецианский киносмотр. И все лучшие фильмы мирового кино, так уж десятилетиями повелось, были или будут показаны на этих трех основных фестивальных площадках. А на долю Московского международного, несмотря на все усилия квалифицированной команды отборщиков, год за годом достаются, простите за резкость, отбросы мирового кино.

По иронии судьбы, именно так — «Отбросы» — называлась картина британского режиссера-дебютантки Тиндж Кришнан, победившая несколько лет назад на ММКФ. Кто-нибудь помнит ее, кроме отборщиков да пары-тройки въедливых критиков? Кто-нибудь слышал о триумфальной судьбе фильма «Брат» Марселя Раскина? А «Волны» Альберто Мораиса, «Частица» Эрдема Телегеза, «Мой мужчина» Кадзуеси Кумакири, «Лузеры» Ивайло Христова, завоевавшие в последние годы главные призы в Москве... Вам что-нибудь говорят эти названия, у вас на слуху имена этих режиссеров? Боюсь, и конкурсные фильмы нынешнего года — будь то «Мари и неудачники» француза Себастьена Бетбедера, «37» датчанки Пук Грастен, «Дневник машиниста» серба Милоша Радовича, «Пелена» филиппинца Ралстона Джовера, «Память забвения» бразильца Руя Герра, независимо от того, получат они награды на ММКФ или нет, ждет та же печальная участь скорого забвения.

Из Берлина, Канн, Венеции ведущие российские кинокритики каждый день пишут в номер обстоятельные обзоры увиденных в конкурсе фильмов. На Московском международном на конкурсные картины они, за редким исключением, уже давно не ходят. Знают: в нем нет статусных имен, нет сильных, неожиданных картин. В этом году маститые акулы пера пришли только на фильм Николая Досталя «Монах и бес» — но это свое, родное, в любом случае посмотреть и поболеть за него надо. Простая публика тоже не очень-то ломится на конкурсные показы, предпочитая увенчанные призами других киносмотров картины из авторских программ «8 1/2 фильмов» Петра Шепотинника, «Европейская эйфория» Андрея Плахова, «Фильмы, которых здесь не было» Стаса Тыркина, «Свободная мысль» Сергея Мирошниченко и Григория Либергала.

Особый ажиотаж на ММКФ каждый год разгорается вокруг фильмов, показанных в каннской программе. Прямиком из Канн в этом году к нам приехала добрая дюжина картин, включая новые работы Вуди Аллена, братьев Дарденн, Брюно Дюмона, Кристиана Мунджиу, Алехандро Ходоровски и других корифеев мировой режиссуры. В этом году чуть ли не до рукоприкладства доходило на показах картины «Сьераневада» одного из лидеров румынской «новой волны» Кристи Пую. Устроители ММКФ, похоже, намеренно подогрели ажиотаж, поставив этот фильм в небольших кинозалах, куда не смогли попасть все желающие. Дело чуть не кончилось потасовкой с охраной, некоторые зрители чудом избежали переломов рук и ног. Вот такой бы ажиотаж — да на фильмах собственной конкурсной программы! Но этот фантастический сюжет нам может только сниться...

По сути, Московский международный де-факто давно уже превратился из фестиваля класса А, где первичен конкурс, в фестиваль фестивалей, где главный интерес представляют фильмы — лауреаты других киносмотров. По мне, так и надо де-юре закрепить этот статус. Раз и навсегда отказаться от тягостного, мало кому интересного конкурса (во всяком случае, в его нынешнем виде) и повернуться лицом к московской публике, к любителям качественного зрительского и яркого авторского кино. Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов справедливо утверждает, что в мировом фестивальном обороте ежегодно крутится порядка 100–150 хороших фильмов. Зачем тогда показывать в Москве 360 картин, как было еще пару лет назад, до экономического кризиса? Да и 200 фильмов, как было нынче, тоже перебор. Среди этих двух сотен лент много откровенного мусора, шлака. Лучше, как говорил один вождь, меньше, да лучше. Готов и формулу для ребрендинга киносмотра подсказать: «Московский международный фестиваль фестивалей. Сто лучших фильмов мирового экрана». Идею дарю!

Но если устроителям, Никите Михалкову и его соратникам, так уж дорога идея конкурса, жюри, призов, то все это можно иметь и в рамках фестиваля фестивалей, но уже на принципиально другом уровне. Вы только представьте эту картину маслом: в конкурсе Московского международного отныне соревнуются не фильмы-однодневки, поставленные никому не известными режиссерами, а призеры Канн, Берлина, Венеции, Локарно, Монреаля... По такой модели, кстати, работают международные фестивали у наших друзей и соседей — «Листопад» в Минске, «Золотой абрикос» в Ереване. У них гораздо меньше финансовых возможностей, чем у организаторов ММКФ, а конкурсные программы на порядок лучше. Может, все дело в том, что они не претендуют на лавры фестиваля класса А, а просто собирают по миру хорошее кино. И с удовольствием показывают его своим зрителям.

Из истории фестиваля

В разные годы победителями фестиваля становились фильмы Сергея Бондарчука, Анджея Вайды, Стенли Крамера, Франческо Рози, Кането Синдо, Этторе Сколы, Акиры Куросавы, Хуана Антонио Бардема, Станислава Ростоцкого, Сергея Герасимова, Кшиштофа Кесьлевского, Золтана Фабри, Глеба Панфилова, Элема Климова, Кшиштофа Занусси.

Впервые Московский кинофестиваль состоялся в 1935 году. Он назывался «Советский кинофестиваль в Москве». Картины прислали из 19 стран. Открытие состоялось в кинотеатре «Ударник». Председателем жюри был Сергей Эйзенштейн. В конкурсе участвовали фильмы режиссеров-классиков: «Хлеб наш насущный» Видора, «Клеопатра» Демилля, «Маленькие женщины» Кьюкора, «Частная жизнь Генриха VIII» Корды.

Кинофестиваль был возобновлен в 1959 году по инициативе министра культуры Екатерины Фурцевой и стал проводиться каждые два года. С 1972 года ММКФ получил аккредитацию класса «А» Международной федерации ассоциации кинопродюсеров (FIAPF). С 1999 года по настоящее время фестиваль проводится ежегодно.

По экспертным оценкам, общий бюджет кинофестиваля до резкого скачка валютного курса во второй половине 2014-го в течение нескольких лет составлял около 6 млн долларов, что сопоставимо с бюджетами известных европейских кинофестивалей (Каннского, Венецианского и Берлинского).

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9477
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7176
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?