«С такими друзьями и врагов не нужно!» Крылатая фраза пришла мне в голову после того, как подруга недавно умершей певицы Валентины Легкоступовой, Наталья Штурм, предложила сделать из праха покойной: украшения. Как вам такая идея?
«Вы ведь не ходите каждый день на кладбище. А украшение, выращенное из праха любимого человека, можно сжимать в ладошке, гладить и разговаривать с ним. Это могут быть сережки, кольца, кулоны, подвески — на любые финансовые возможности», — поделилась Наталья Штурм в соцсетях. И констатировала: «Несмотря на все преимущества этого способа хранения праха любимого человека, в нашей стране это вызывает удивление, оторопь и сомнения».
Не знаю, что именно имела в виду Наталья, когда рассказывала про «выращивание» украшений, но технология изготовления алмазов из праха мертвых действительно существует, причем давно. Кристаллизованный углерод — второй по распространенности атомный элемент в человеческом организме. И, чтобы получить из пепла кремированного человека драгоценный камень, используют особый способ, в котором задействованы сверхвысокая температура и сверхсильное давление.
Заранее извиняюсь за такие подробности, но для изготовления одного камня в компании, которая этим занимается, просят предоставить минимум 500 граммов праха. Алмаз весом 0,3 карата обходится заказчикам в 2500 долларов.
Это что касается технической стороны вопроса. Но кроме нее есть еще сторона моральная. После предложения Штурм сети взорвались гневом. Общий смысл: «Совсем, что ли, с ума посходили — из трупов украшения делать?!» На этом фоне известный комментатор всего на свете Юрий Лоза удивил своей сдержанностью, напомнив, что «Валя Легкоступова была православным человеком. Она венчалась с мужем в храме. Существуют определенные традиции. По ним и следует хоронить».
Я ничего не знаю про религиозные убеждения ушедшей певицы, замечу только, что человечество не первый день ищет альтернативные способы захоронения умерших (наверное, здесь не последнюю роль играют расползающиеся все шире кладбища). Впереди всех, конечно, экологи — с их легкой руки сегодня в мире, включая и Россию, в ассортименте ритуальных компаний появились так называемые биоурны — емкости для праха, позволяющие из кремированных останков человека вырастить дерево. Причем с выбором: хочешь — клен, хочешь — сосну: По словам фирмы-производителя, такие биоурны призваны помочь умершим вернуться «назад к природе, к жизни».
Любителям экзотики предлагают также стать после смерти пластинкой (можно записать свой голос, любимую музыку или просто тишину; цена услуги — от 3 тысяч долларов), морским рифом или даже охотничьей пулей. За 5 тысяч долларов можно купить услугу Earth Orbit: капсулу с прахом доставят на орбиту, где она полетает от 10 до 240 лет, но потом все равно попадет в атмосферу Земли и сгорит...
В общем, нет пределов фантазии. Возможно, пройдет какое-то время, и на светских вечеринках можно будет услышать такие диалоги: «Какие роскошные на тебе серьги! — Это мои любимые, из бабушки!» Или: «Красивый перстень. Камень из твоей жены? — Да, она и при жизни была — чистый алмаз».
Хотелось бы ошибиться, но, похоже, дело к этому идет.