Этот сериал вышел на платформе KION в неурочное время — 1 января, когда народ еще допивал открытое накануне Нового года вино и доедал вчерашние салаты. Поэтому старт «Почки» прошел относительно тихо, но по мере того, как народ трезвел, а новые серии появлялись на платформе, случился настоящий зрительский бум. О «Почке» сегодня говорят и спорят все — даже те, кто ее не видел. Чем же зацепил зрителей сериал, спродюсированный неутомимой Авдотьей Смирновой?
«Почка» рассказывает историю молодой красивой женщины Натальи Кустовой (Любовь Аксенова), которая работает инспектором пожарной охраны. Вся ее жизнь построена на ненасытной алчности. Приходя с инспекцией в рестораны, гостиницы и даже в святые стены церкви в фирменном мундире, надетом поверх кричащего красного платья, она без устали, но и не без доли наглого артистизма вымогает взятки. В этом и состоит смысл ее каждодневной кипучей деятельности.
Золотой пыльцы, прилипающей к хватким лапкам Кустовой, хватает и на то, чтобы умаслить начальницу, которая привычным жестом прячет тугие пачки дензнаков в огнетушителе, и себе любимой остается на шикарную жизнь — с дорогой машиной, уютной квартирой, модными шмотками. Урвав очередной солидный куш, Наташа лихо отплясывает в дискотеке, взбадривая себя крепкими напитками. А потом, задрав подол платья, пытается оседлать таксиста, даром что дома ее ждет муж.
Но и на молодуху бывает проруха. На плановом медосмотре выясняется, что у 30-летней Наташи отказывают обе почки. И жить ей осталось от силы три месяца. За это время ей надо найти среди родственников донора, который согласится с риском для собственной жизни пожертвовать Наташе почку. Но члены семьи давно отторгли эту алчную хищницу, которая в свое время обобрала их самих. И потому помогать болящей не торопятся ни сильно пьющая мать Наташи, ни злопамятная сестра-училка, ни два брата, один из которых мотает срок в тюрьме, а другой фарисейски служит в церкви Богу, ни пропавший в свое время, а ныне счастливо обретенный отец-олигарх, ни муж, трусливо сбегающий через больничное окно...
Семья, эта ячейка общества, оказывается в фильме зеркальным отражением того самого общества, в котором многое построено на корысти, выгоде, лжи. Вирусом равнодушия, стяжательства оказываются заражены в «Почке» не только герои, но и едва ли не все известные нам социальные институты. От уже упоминаемой семьи и системы здравоохранения, в которой врач-трансплантолог живет еще покруче взяточницы Кустовой, — до полиции, прокуратуры и прочих надзорных органов. Покупается и продается все, в том числе, и внеплановая операция с неизвестно где взятой почкой, которая, впрочем, может оказаться не от человека, а от свиньи...
Удивить такими откровениями зрителя сегодня сложно. Недавно, к слову, на схожую тему на той же платформе KION был показан сериал «Чиновница» Оксаны Карас. Коррупция, увы, стала родовой чертой нашего общества, к ней привыкли, с ней примирились, как с неизбежным злом. Миллиарды в загашнике у полковников МВД уже никого не удивляют и не шокируют. Как и 100 миллионов налом под кроватью у артиста. И новый сериал не произвел бы такого эффекта, если бы рассказывал о «свинцовых мерзостях жизни» в суровой стилистике звягинцевского «Левиафана» или быковского «Дурака» — отменных образцов «разоблачительного», социального кино.
Но «Почка» повествует о страшных, болезненных вещах (в том числе сугубо медицинского, анатомического толка), смело смешивая краски, умело маневрируя в диапазоне от душещипательной мелодрамы до абсурдистской и даже откровенно черной комедии. Столь же контрастным выглядит и саундтрек сериала, в котором классические мелодии Чайковского, Моцарта, Верди, Шопена, Шуберта, Бизе соседствуют с сегодняшней оголтелой попсой, рвущейся из окон проезжающих машин...
Этот жанровый коктейль, эти стилевые качели, когда у тебя то слеза набегает, то хочется смеяться в голос, так крепко шибает в голову, что оторваться от монитора трудно. Знаю, что некоторые зрители проглатывают все 10 серий «Почки» (каждая из них идет примерно 25 минут) за один присест. Хотя есть и моралисты, которых покоробила легкомысленная стилистика сериала. Дескать, смеяться над смертельной коллизией, в которой оказывается главная героиня, грешно. Понять такую точку зрения я могу. Но черный юмор, который ищет смешное не только в социальных болезнях общества, но даже в страданиях, горе больного человека, на самом деле, бывает целителен. Он напоминает о том, что выход есть, что на смену отчаянию может прийти луч надежды.
Так оно в сериале и случается. Помощь Наташе придет с той стороны, откуда ни она, ни зрители не ждали. Да и с ней самой произойдут неожиданные метаморфозы. Перепробовав все мыслимые, в том числе и криминальные способы разжиться вожделенной почкой, героиня постепенно начнет приобретать человеческие черты.
Перед грозным ликом смерти эта отъявленная мерзавка, ненасытная взяточница, законченная эгоистка станет собирать осколки семьи и делать окружающим людям добро. Сначала вынужденно, желая купить расположение потенциальных доноров, потом постепенно обретая к этому делу некоторую душевную склонность.
И этот процесс ее очеловечивания, неназойливо, тонко прочерченный режиссером Марией Шульгиной и замечательной актрисой Любовью Аксеновой, которая работает в этом фильме поистине виртуозно, вызывая то ненависть, то сострадание к своей заблудшей героине, — самое интересное, что есть в «Почке». Хотя и другие актеры работают превосходно, в особенности, Ирина Розанова в роли хваткой начальницы героини и Николай Фоменко в роли ее очаровательно-беспечного, любвеобильного отца. Другое дело, что к самому концу сериала сценарная изобретательность и режиссерская энергия слегка ослабевают. Последняя серия показалась мне скомканной, оставляющей вопросы. Самый финал «Почки» вместо ударной, ясной точки утопает в многозначительном религиозно-мистическом тумане, в намеренных недомолвках. Из чего можно предположить, что нас ждет второй сезон сериала...
Если это так, то у меня возникает опасение, что из талантливо задуманного, замечательно снятого, штучного и очень компактного по форме фильма в итоге может получиться очередное безразмерное, размазанное по экрану многосерийное полотно с мыльными разводами. Буду, впрочем, рад ошибиться.