
Могу подтвердить: такого классического циника, презирающего любые человеческие слабости, неожиданно потерявшего голову от любви к чужой жене, мы еще не видели ни у одного современного режиссера, включая Анатолия Эфроса, Евгения Марчелли и других.
Предлагая новую трактовку известного мольеровского героя в комедии1664 года, Евгений Писарев обращает внимание на двойственность Тартюфа, способного мимикрировать до неузнаваемости. Когда надо, он ярый защитник христианства, свято уверовавший в заветы Иисуса Христа. Но тут же не моргнув глазом, предает своего покровителя Оргона, соблазняя его жену Эльмиру, не видя в том большого греха, поскольку сердцу не прикажешь...
Спрашивается, каким образом могли соединиться столь противоположные характеры, как Тартюф, способный влезть в душу любого человека, (его весьма сдержано с блуждающим взором играет Сергей Волков) и глава семейства Оргон, сыгранный Игорем Гординым в формате классической комедии? В своем двухэтажном особняке с многочисленной прислугой Оргон не встречает понимания со стороны шурина, представляющего парижскую богему (и потому кажется, что Денис Суханов сошел с глянцевой обложки мужского журнала). В удобном мирке живут дочь и сын, у которых молоко на губах не высохло, а все туда же метят — в незаурядные личности, свободные от любых обязательств. Таким образом, встреча с Тарюфом для Оргона — это знак судьбы, тот человек, которому хочется верить, одним словом, его кумир...
В спектакле Писарева красной нитью проходит тема старая, как мир: не сотвори себе кумира. Поскольку семья — это тоже маленькое государство, и хочешь, не хочешь, а подчиняйся его законам. Но тут интуиция подводит Тартюфа, просчитывающего на несколько шагов вперед. Страсть побеждает холодный рассудок. Долгожданное свидание с красавицей Эльмирой в исполнении Анны Чиповской наконец-то состоялось. Теперь ее роскошное тело принадлежит ему здесь и сейчас на длинном столе, под которым, о ужас, сидит униженный муж, вынужденный наблюдать, как хранитель семейных ценностей развлекается с его женой. Ситуация...
Тартюф понимает, что его подставили, и что Эльмира совсем не бедная овечка, а засланный агент коварного заговора. Поэтому он будет мстить ей и ее семейству, как они того заслуживают. Для этого у него есть выгодный козырь — доверенность на владение имуществом господина Оргона, подписанное им в пору дружбы двух единомышленников. И вот тут семейная драма в стиле сатирического сериала превращается в фарс. Появляется судебный пристав и оглашает указ о заключении под стражу мошенника Тартюфа, имеющего неосторожность влюбиться...
Старая песня на новый лад почему-то не кажется старой.