Главная Культура 19:01 24 Декабря 2022 14934
Мечтаете прикоснуться к елке своего детства? Тогда вам в Коломенское

В музее-заповеднике знают, чем увлечь и детей, и мам-пап, и их мам-пап

Виктория Пешкова
Праздничная открытка начала ХХ века. Изображения предоставлены музеем-заповедником «Коломенское»

В музее-заповеднике «Коломенское» предновогодние вернисажи устраивают уже лет двадцать. И всякий раз бессменному куратору выставок Наталье Полонниковой удается находить новые повороты. На этот раз она решила дополнить экспозицию с елками архивными фотодокументами и кинохроникой.

«К сожалению, — констатирует Наталья, — из года в год в статьях и репортажах, посвященных, пожалуй, самому любимому нашему празднику, встречаются одни и те же ошибки, которые постепенно начинают восприниматься как факты. И несовпадение мифов и реальности только увеличивается. Своими выставками мы стараемся максимально точно показать события разных лет и затронуть темы, практически неизвестные широкой публике. Особенностью и основой этой экспозиции стали уникальные фото- и киноматериалы из Государственного архива РФ и Российского государственного архива кинофотодокументов».

Помимо Коломенского, свои материалы для экспозиции предоставили музеи-заповедники «Александровская слобода», «Горки Ленинские» и «Дмитровский кремль», Музей игрушки им. Бартрама в Сергиевом Посаде, Елецкий краеведческий и Новгородский объединенный музеи, а также известные коллекционеры — Владислав Борисов, Татьяна Бочарова, Ирина Воробьева, Ирина Курбатова и Ирина Петрикова — не просто собиратели елочных украшений, но настоящие исследователи и энтузиасты. Получилось эдакое путешествие во времени от последней трети XIX столетия до первых десятилетий века нынешнего.

В наших глазах дореволюционные елки окутаны особым флёром. Игрушки неярки не только от времени, они и тогда не были слишком броскими. Зато у каждой была индивидуальность, они хранили человеческое тепло, ведь даже покупные украшения делались вручную. Музей игрушки им. Бартрама впервые представил вещь поистине уникальную — набор новогодних украшений, изготовленный в 70-80 годах XIX века и принадлежавший князьям Лобановым-Ростовским. На сегодня это самый старый комплект, хранящийся в российских музейных собраниях. В коробке-укладке со стеклянной расписной крышкой лежат игрушки-бонбоньерки: барабан, кресло, бинокль, корзиночка, чернильница, мороженица, контрабас и др. Каждая игрушка когда-то была наполнена конфетами, драже или засахаренными орехами. То, что такой набор уцелел почти в полном комплекте — настоящее чудо, ведь по традиции такие подарки-сюрпризы в конце праздника домочадцы и гости забирали на память. Возможно, игрушками из этого набора украшалась елка не в парадной гостиной, а в детской, куда гостей, естественно, не приглашали. А у маленьких княжат после поглощения сластей интерес к пустым коробочкам пропадал до следующего Рождества.

В старину игрушки не были броскими, но хранили тепло сделавших их рук

Еще один редкий «экспонат» в дореволюционном разделе выставки — игровой фильм Якова Протазанова «Рождество в окопах», рассказывающий о том, как русские солдаты отмечали Рождество на фронтах Первой мировой. Лент, снятых до 1917 года, в России сохранилось совсем немного, и если к хроникальным кадрам после революции относились достаточно бережно — их можно было использовать в идеологических целях, — то игровые картины в глазах новой власти особой ценности не имели. Фильм Протазанова был обнаружен в архиве кинофотодокументов (РГАКФД) в разрозненном виде и восстановлен в авторском монтаже. Благодаря выставке его теперь могут увидеть правнуки тех, о ком он рассказывает.

Вопреки расхожему мнению, «борьбу с елками» большевики развернули далеко не сразу. До 1920 года это было просто немыслимо — новой власти приходилось решать задачи поважнее, и рейдов по квартирам обывателей никто не устраивал. Более того, когда вождь революции после ранения обосновался в Горках, по его просьбе в усадьбе всегда наряжали елку для ребятишек из окрестных деревень. Ситуация изменилась уже после смерти Ленина, но и тогда его соратники хотели не «запретить» Рождество, а создать новый праздник вместо старого. И начали вовсе не с идеологии, а со... сбережения лесных богатств и семейных бюджетов. Надпись на одном из самых популярных плакатов того времени гласила:

Не тратьтесь без толку

На рождественскую ёлку, —

Коньки и лыжи

Куда нам ближе.

Власть прекрасно отдавал себе отчет в том, что Рождество для многих не столько духовно-религиозное событие, сколько веселое празднество с разными потехами. Значит, можно и нужно заменить одно развлечение другим. Тем более что рождение божества от непорочной девы — ключевой момент не только христианства, но и многих дохристианских религий. Тогда почему бы не пустить по Тверской большую процессию, где на каждой «колеснице» будет разыгрываться свой сюжет — о рождении Мардука, Осириса, Будды?.. А вечером в клубах и прочих подходящих местах организовать лекции по истории религий: «Лекция о рождестве Мардука в Доме Союзов тогда-то, об Осирисе — тогда-то... Желательно, чтобы все было устроено как можно правильнее в археологическом отношении... У нас есть разные исследовательские институты, в том числе по изучению древностей. Надо дать им прямые задания...» — строила грандиозные планы новая власть. Речь шла не о репрессивном запрете, а о просветительской работе. Праздник оставался, менялась его суть: «Мы возвысим его в веселую карнавальную сторону. Он должен будить пытливость, ум. Научимся не только работать, но и веселиться...».

Ничего удивительного в том, что новый 1936 год страна уже встречала и елками, и иллюминацией, и даже народными гуляниями. Инициировавшая возврат к традициям статья Павла Постышева в одном из последних декабрьских номеров газеты «Правда» появилась отнюдь не на пустом месте. Об этом рассказывает раздел, посвященный новогодней Москве 1935-1940 годов. Именно тогда к проведению новогодних праздников начали привлекать известных людей — летчиков, капитанов, военных и государственных деятелей. В РГАКФД сохранились кадры кинохроники с новогодней речью «всесоюзного старосты» Михаила Ивановича Калинина и тостом Валерия Чкалова в 1937 году.

Игрушка «Пограничник». Артель «Изокульт», Ленинград, около 1940 года

В 1940 году зародилась и традиция встречи Нового года с актерами. Первоначально это были вечера в Центральном доме актера 31 декабря. Например, на встрече нового, 1941 года на таком банкете присутствовали Сергей Мартинсон, Михаил Штраух, Леонид Утесов, Николай Хмелев. Вот откуда взялись популярные впоследствии телевизионные «Голубые огоньки».

Новогодние праздники отмечали и в годы Великой Отечественной. В РГАКФД хранится несколько кинолент об этом. В альманахе «На защиту родной Москвы» № 6, снятом во время контрнаступления советских войск, кадры с улицами в противотанковых ежах и домами с заклеенными окнами, соседствуют с совсем иными — вот работает елочный базар, вот люди покупают подарки, дети ведут хоровод вокруг елки в бомбоубежище, работницы «Трехгорки» упаковывают подарки для солдат, а вот артисты репетируют новогодний концерт в Клубе летчиков... Вглядываться в эти изможденные, но улыбающиеся лица и больно, и радостно — жизнь остается жизнью даже в самых тяжелых условиях.

Поворачиваем за угол и оказываемся в 1950-60-х, когда появилась самая главная елка страны — кремлевская. Те, кто попадал на эти праздники, хранили потом память о них всю жизнь. Первая состоялась в 1954. Детям устроили экскурсию по Кремлю с посещением Грановитой и Оружейной палат, затем собственно костюмированное представление с Дедом Морозом и Снегурочкой. Позднее аналогичные вечера стали проводить во Владимирском зале и для молодежи... Ну и конечно, отдельная страница — новогодние банкеты первых лиц государства. Между прочим, мода на хрусталь пошла именно с них: официальным поставщиком Кремля был Дятьковский хрустальный завод — его продукция украшала все правительственные и дипломатические застолья.

К началу 70-х новогодние праздники постепенно из общественных вновь превращаются в семейные, когда друзья и родные собираются за одним столом, а уже после «Голубого огонька» отправляются на прогулку по украшенному городу. Те, чье детство пришлось на это время, могут осуществить одно из самых заветных мечтаний — оказаться в игрушечном магазине без взрослых, постоянно твердящих «Это не трогай, то не бери!» Уголок такого магазина устроен в одном из залов. Глаза разбегаются — куклы, мишки, гирлянды, игрушки, а главное — еще одна заветная мечта: гэдээровские и чешские елочные наборы, сияющие так, что можно позабыть обо всем на свете.

Не бойтесь вешать на елку игрушки самых разных лет и стилей — лишь бы они были ваши любимые

Финальный аккорд выставки — «авторские» елки совсем недавнего прошлого, в которых дизайнерские «концепции» едва не затмили и зеленое деревце, и сам праздник. Недаром эта мода оказалась такой скоротечной. Ведь новогодняя елочка — это, в сущности мы сами. Украшать ее под диктовку модных журналов, а не собственного вкуса — ну, не смешно ли? Пусть на душистых веточках колокольчик, в который вы так хотели позвонить, когда вам было пять лет, соседствует с флажками, которые клеила в детстве ваша мама, и шариками, разрисованными вашими детьми. Это и будет елка вашего общего детства.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36643
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8324
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5068
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4143
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4048
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...