Мудрые эксперты на ТВ утверждают, что две главные задачи, стоящие перед страной, — это победа в СВО и решение демографической проблемы. Как будет достигнута первая, нам не говорят. Пути же преодоления второй обсуждаются на каждом углу, а власти без конца выступают с инициативами и принимают законы, призванные увеличить рождаемость. Напрашивается вывод: сломить сопротивление вооруженного врага проще, чем заставить русских баб рожать. Но как тут быть, если государственной пропаганде противостоят «художественные образы»? Просто посмотрите наши сериалы. Там что ни беременность, то личная драма.
Сначала об инициативах. В Карелии обещают выплачивать 100 тысяч рублей студенткам, которые родили ребенка до 25 лет. Минюст РФ готовит законопроект, вводящий запрет на пропаганду идеологии чайлдфри. Повсюду идет непримиримая борьба с абортами.
А теперь включаем ТВ. На «России» только-только прошла «Пятая группа крови», проект не новый, но неплохой. Начало там такое. У Анфисы роман с Русланом. Парню для дальнейшей карьеры после окончания вуза надо на три года уехать преподавать в сельскую школу. Вместе с невестой, разумеется. Но у девушки другие планы, с деревенской экзотикой никак не связанные. Происходит ссора, у обиженной Анфисы случается интрижка с заезжим курсантом, как результат — беременность. Руслан же, в свою очередь, желая отомстить возлюбленной, оказывается в объятиях другой героини — Лены. Тоже всего один раз, но и тут следствием становится «интересное положение».
Короче, для Анфисы, все же уехавшей к Руслану в глушь с пока еще незаметным животом, ситуация обернется семейной драмой, а Лене предстоит в одиночку и без жилья поднимать младенца. Действие сериала охватывает период почти в 30 лет, и за отчетный период случится еще несколько незапланированных «залетов».
Параллельно на «Первом» завершается показ саги «Два берега», неудачной попытки сделать что-то в духе «Вечного зова». Там временной охват еще больше — от коллективизации до брежневского застоя. И в каждом историческом отрезке хотя бы с одним из множества женских персонажей случается та же самая напасть: несколько минут удовольствия, а потом необходимость объясняться с родней, почему пузо растет.
Всего лишь два примера. Но для любой отечественной мелодрамы нечаянная беременность — практически такая же неотъемлемая составляющая, как несчастная любовь. Ею, беременностью, можно пугать, шантажировать, решать с ее помощью меркантильные вопросы. Ситуации, когда героиня сообщает возлюбленному: «Дорогой, у нас будет ребенок» — и получает в ответ счастливую улыбку, встречаются крайне редко. Они хороши лишь в финале, для точки.
Заметим справедливости ради: подобная картина характерна не только для российских мелодрам. Посмотрите турецкое «мыло» «Бахар. По имени Весна», идущее сейчас на «России». Все то же самое.
Но была в отечественной сериальной практике и попытка использовать незапланированную беременность не как средство для пущей интриги, а как возможность осмыслить ситуацию, что называется, от первого лица. Героиня драмеди «Ира» (на фото), только что прошедшего на ТНТ, — своенравная москвичка, игнорирующая многие общепринятые нормы. Авторы проекта «ломают четвертую стену» и дают возможность этой зрелой оторве в исполнении Ингрид Олеринской напрямую обращаться к зрителю. Так мы узнаем, испытывает ли она угрызения совести, когда среди ночи отправляется к холодильнику перехватить что-нибудь вкусненькое, не заботясь о лишних калориях, или знакомимся с ее взглядами на ипотеку.
Однажды Ира сообщает аудитории, что тест — понятно какой — дал положительный результат. Желание сделать аборт при таком образе жизни кажется естественным. Но в последний момент, когда героиня уже лежит на операционном столе и вот-вот начнется действие наркоза, она вдруг решает оставить ребенка. А из дальнейших монологов, обращенных к камере, мы понимаем, что, даже несмотря на наличие какой-никакой родни и периодически возникающего чудаковатого бойфренда, эта незамужняя и независимая женщина остается один на один со своими проблемами, а это тяжело.
Не забудем, что порой сериалы поднимают и прямо противоположную нечаянному «залету» тему — бесплодие. Очень выразительно, хотя и с иронией, прозвучала она в проекте Okko «Морозко». Юлия Лысова сняла его по своему сценарию и на основе собственного опыта. По сюжету 33-летняя Рита (Аглая Тарасова) узнает о грозящем ей раннем климаксе. У нее осталось всего лишь несколько недель на то, чтобы попытаться зачать ребенка. Светский журналист и свободный от условностей человек, она готова к ЭКО, но не хочет выбирать будущего отца по табличке с номером в репродуктивном центре. Но можно ли за столь короткий срок найти близкого по духу мужчину, от которого не требуется ни создания семьи, ни материальной помощи в будущем — только несколько слов для психологической поддержки?
Словом, непростая все это история. Каждый случай индивидуален. Законами и запретами всего не разрулить.