На видеосервисе Start начался премьерный показ сериала «Вампиры средней полосы». Опять упыри, скажет утомленный импортными хоррорами зритель. Развеем скепсис: в картине нет ни изрядно поднадоевшего за столетия своей бессмертной жизни Дракулы, ни даже пародийного графа фон Кролока. Вампиры здесь действуют исключительно на нашей, российской почве. Более того, они современны и социально ответственны: их миссия — охранять покой жителей города Смоленска. Причем в выполнении этой нелегкой задачи они показывают себя куда более благородными натурами, чем многие люди. Артем Ткаченко, которому выпало сыграть одного из таких добрых кровопийц, рассказал о съемках этого комедийного детектива.
— Картины про вампиров в отечественном кино пока еще в новинку. Как вы считаете, зрители готовы к такому жанровому повороту?
— На самом деле благодаря западному кино эта тема и россиянам хорошо знакома. Я и сам с детства насмотрелся фильмов про вампиров. И сейчас сразу несколько подобных картин снимается в России — например, «Карамора» Данилы Козловского. Но наши «Вампиры средней полосы» — это история про семейные ценности, дружбу и преданность, а не про то, как больше крови выпить. Для моего героя, врача-француза, интеллигента и интеллектуала, прожившего в России 150 лет, превыше всего совесть и честь.
— Да, ваш вампир — аристократической закваски. Вы вообще играете в кино аристократов столь убедительно, что на форумах дискутируют, нет ли у вас в роду дворянских корней.
— Не составлял свое генеалогическое древо, хотя время от времени приходило желание заказать эту работу специалистам, но боюсь быть обманутым. Те же предки, про которых знаю, вполне рабоче-крестьянского происхождения. Они с Украины, из города Горловки Донецкой области. А после войны их отправили заселять новые территории, так они оказались в Калининграде, где я родился.
— О сериале «Вампиры средней полосы» много писали в связи с тем, что Юрию Стоянову пришлось экстренно заменить на съемочной площадке Михаила Ефремова.
— Изначально эта роль и создавалась для Юрия Николаевича, с учетом особенностей его характера, чувства юмора. Мы даже пилотную серию с ним снимали. Но потом проект на какое-то время заморозили, а когда возобновили, у Стоянова уже был подписан другой контракт, и он сам посоветовал взять на эту роль Ефремова. Михаил Олегович прекрасно работал, но лично мне все же больше нравится образ, созданный Юрием Николаевичем. Конечно, это дело вкуса, знаю людей, у которых противоположное мнение. Вообще работа со Стояновым для меня стала настоящим подарком — я у него и учился многому, и просто получал удовольствие от общения и той компанейской атмосферы, которую он умеет создать.
— А что для вас на съемках стало самым сложным?
— Наверное, работа зимой на улице и в неотапливаемых помещениях при температуре ниже минус 20. А еще картина снималась очень подробно, скорее как художественный фильм, а не как сериал. То есть одну сцену приходилось проигрывать не по 5-7, а по 15-20 раз. Тяжеловато повторять одно и то же, но, надеюсь, качество картины от этого выиграло. Внешнее перевоплощение в вампира тоже требует определенной сноровки. Из-за зубных протезов с клыками приходилось стараться, чтобы не шепелявить и выговаривать весь алфавит.
Сериал снимался с тщательностью настоящего художественного кино. Сцены репетировались по 15-20 раз
— Кто из сыгранных киногероев вам ближе по характеру?
— Учитывая, что я снимался более чем в 80 фильмах, ответить на ваш вопрос не так-то легко. Одно могу сказать: даже в ролях ужасных негодяев обязательно есть частичка меня: какой-то психологический комплекс, черта характера, вредная привычка, с которой я борюсь.
— Тогда так спрошу: какие фильмы считаете для себя знаковыми?
— Сериал «Sпарта» Егора Баранова убедил меня, что я могу играть в психологических картинах. Большущим профессиональным опытом наградил меня и другой фильм этого режиссера — «Аванпост». Там нижняя часть лица моего героя, пришельца Ида, была неподвижна, так что мимически приходилось транслировать все, что он хочет выразить, только глазами. Еще для меня важен сериал «Казанова в России» братьев Антона и Ильи Чижиковых, пока еще не вышедший на экраны. Я в нем играю Мануччи, одержимого желанием отомстить Казанове. В моей роли сочетаются фарс, комизм и драма. Конечно, упомяну и фильм Филиппа Янковского «Меченосец», сделавший меня известным.
— Если бы вы не стали артистом, кем могли бы быть?
— Наверное, связал бы жизнь с музыкой. Кстати, и сейчас не исключаю такой возможности. В детстве я учился в музыкальной школе сначала по классу валторны, потом гитары. Если в нынешнем графике выдается свободное время, осваиваю фортепиано.
— А не хотели бы поучаствовать в актерском-музыкальном телеконкурсе?
— Нет, такие шоу в основном посвящены пению, а его я не очень люблю. Меня скорее привлекает «Форт Боярд», обожаю его с детства и очень хотел бы побывать там, бросить вызов своим страхам.
— В прошлом году вы снялись в «Танцах со звездами». Какие впечатления остались?
— Честно говоря, не ожидал, что проект обернется для меня двухмесячным стрессом. Оказалось, танцевать перед зрителями гораздо страшнее, чем выходить на сцену в драматических спектаклях или играть в кино. Впрочем, то, что я выучил около десятка профессиональных танцев, здорово укрепило самооценку. Может быть, когда-нибудь эти навыки пригодятся в работе.
— И в жизни, наверное, тоже? Так приятно в каком-нибудь отеле наблюдать, как красиво танцует пара отдыхающих. Но почему-то чаще это оказываются иностранцы.
— Мы с женой не против такого времяпровождения, но сначала придется ей тоже порепетировать, научиться профессиональному танцу. Надеюсь, когда-нибудь мы это осуществим.
— У вас подрастают два сына. Как вы считаете, чему отец должен научить мальчика в первую очередь?
— Уважать женщин, родителей... И говорить правду.
— А к спорту вы их приобщаете?
— Они ходят в спортивные секции. Старший вместе со мной участвовал в одном из номеров «Танцев со звездами» — танцевал вальс. Летом мы вместе ездим к моей маме в Калининград, там ходим в походы, смотрим на прекрасные леса, поля, реки и озера.
— Какие из любимых фильмов вашего детства показываете сыновьям?
— С младшим это «Новогодние приключения Маши и Вити», мюзикл «Мама» с Людмилой Гурченко и Михаилом Боярским, сказка «Варвара-краса, длинная коса». Со старшим смотрим «Кортик», «Капитан Немо». Удивительно, но эти картины ничуть не устарели, и сыновьям они нравятся так же, как и мне.
Кстати, я и сам с удовольствием снялся в двух детских полнометражных фильмах. Один из них — «Что-то не так с родителями» — про маму и папу, которые ищут сбежавших от них детей. Моей партнершей в нем была Равшана Куркова. В другой картине, «Ключ времени», я играю Парамона, проводника между миром реальности и зазеркальем. Мой герой помогает маленькой девочке, которая спасает свою семью.
— Как-то вы рассказывали, что практически не пользуетесь телевизором, только интернетом. Что в последнее время интересного увидели?
— Великолепный американский сериал «Озарк» — детектив про законопослушную семью, которая помимо воли оказалась связана с мафией и вынуждена отмывать для нее деньги. История захватывающая, то, с каким мастерством придуман каждый поворот сюжета, вызывает восхищение. Очевидно, сценарий создавался тщательно, и писали его наверняка несколько групп, каждая из которых отвечала за свою сюжетную линию. В России, к сожалению, зачастую сценарии создаются наспех, порой авторы работают одновременно сразу на три фильма, едва успевая менять имена героев и описания интерьеров, тут уж не до сюжетной канвы.
Или, например, приносят что-то свое на федеральные каналы молодые авторы, а им говорят: «Прекрасная история, но любовь там какая-то нетрадиционная, а вы напишите то же самое, но про традиционную...»
Хотя и в российском сериальном производстве бывают удачи. Отношу к ним, например, сериал «Перевал Дятлова». Я его смотрел взахлеб, мне кажется, все актеры там на своих местах, время показано очень точно. И в целом картина сделана красиво и стильно.
— Чего желаете себе как актеру?
— Думаю, того же, о чем мечтают и представители других профессий: хороших коллег и долгого отпуска. А если совсем серьезно: Хочется ярких, разнообразных, может быть, неожиданных ролей. И новых, неизбитых сюжетов.
— А если б, допустим, вам предложили пожить в другой эпохе?
— Так моя профессия, по сути, в том и состоит: дает возможность путешествовать по временам и культурам. Но вот родиться в другой эпохе я бы не хотел — мне кажется, я человек своего времени.