Главная Культура 00:59 17 Мая 2019 5000
Маша из рода Гагариных

Вдова знаменитого композитора Мишеля Леграна актриса Маша Мериль - о кино, о жизни, о мужчинах

Дмитрий Кузнецов
Фото из открытых источников

Маша Мериль, урожденная княжна Мария Гагарина — француженка из семьи русских эмигрантов. Одна из икон французской «новой волны», снималась у Годара, Бунюэля, Девиля, хорошо знакома с Андреем Кончаловским. Делила экранную славу с Катрин Денев и Мариной Влади. Была замужем (вторым браком) за композитором Мишелем Леграном, ушедшим из жизни в январе этого года. А на недавнем Московском кинофестивале она представляла фильм режиссера Мишеля Девиля «Очаровательная лгунья».

-Откуда мой псевдоним? Гагарина — это трудно для французского слуха, и меня попросили придумать что-то более ему привычное. Мне в то время нравилась джазовая певица Хелен Мерил. Правда, потом полетел в космос Юрий Гагарин, и французы узнали и привыкли к этой фамилии, что мне было очень приятно, но зрители уже знали меня как Машу Мериль...

— Вы — давний гость ММКФ?

— Да, я была здесь в 1967-м, когда познакомилась с Андреем Кончаловским. Мы тайно, на монтажном столе, смотрели его запрещенный фильм «Ася Клячина», я потом увезла его для показа во Францию.

— Расскажите о роли в фильме «Очаровательная лгунья», который сейчас, через много лет, был показан в ретропрограмме ММКФ.

— Режиссер Мишель Девиль искал актрису на роль младшей сес-тры персонажа Марины Влади, ему необходимо было сходство с Мариной. Это было начало 60-х, время ярких перемен, когда женщины пытались занять новое мес-то в жизни. Девиль, похоже, был немного влюблен в нас обеих — меня и Марину. Героиня Влади в фильме воплощала конец одной эпохи, а моя героиня — начало другой.

— А сейчас общаетесь с Мариной?

— Редко. Мы обе играем на сцене, притом в разных театрах.

— Какую из своих ролей считаете наиболее удачной?

— В фильме Годара «Замужняя женщина». Также в биографическом сериале о писательнице Колетт, где сыграла главную роль. Любопытно, что каждая из четырех серий называлась по имени одного из ее мужей. Эта история женщины, стремившейся быть независимой, отражает и мою борьбу за личную свободу — борьбу, в которой кино, считаю, является отличным оружием.

— Какие впечатления оставила работа с Годаром?

— Он большой художник, пусть ему и хотелось другого — быть агитатором, провокатором. Фильм «Замужняя женщина» выверен с визуальной точки зрения, поскольку у Годара художественное образование. Что говорить, он гений. В работе с таким режиссером нужно полностью следовать его указаниям, и я рада, что снялась: этот фильм — на века.

— Вы снимались и у Луиса Бунюэля...

— О, это специфический опыт. Бунюэль любил писать сценарии, но не любил снимать, обходился без указаний актерам. Да и актеров он выбирал интуитивно, по лицу. В одном из его лент нам с Катрин Денев пришлось играть сцену, смысл которой был совершенно непонятен. Я подошла и спросила: «Дон Луис, что означает этот диалог?» «Он зашифрован» — вот единственный ответ, которого мне удалось добиться. Лишь много позднее, послушав «Волшебную флейту» Моцарта, я поняла, что то была масонская символика. Бунюэль, как и Моцарт, был масоном.

— Кем вы себя видите прежде всего — актрисой, писателем, общественным деятелем?

— Я женщина, а уж потом все остальное. Мне повезло жить в эпоху, когда женское движение во Франции набирало силу и занятия, прежде доступные только мужчинам, открылись и нам.

— Вы феминистка?

— Да, но я люблю красоту и не хочу отказываться от женской привлекательности. В общем, я не революционер, но при этом всегда жила свободно. И всех истинно талантливых людей, которых я знала, отличала свобода. А обычные люди, наоборот, — пленники условий и условностей, которые им навязывают семья, общество, государство.

— Многие женщины считают, что главное — удачно выйти замуж.

— Да нет, я считаю, свобода главнее. Не все женщины обязаны иметь детей и выходить замуж. Есть масса других интересов. Но, разумеется, чтобы сохранять свободу, необходимо работать и быть финансово независимой.

— Допустим, вы приходите в кафе на свидание. Унизит ли вас, если мужчина заплатит за вас?

— Да пусть платит, если хочет. А нет, так могу заплатить я, это совсем не важно.

— А что вы думаете по поводу нашумевшей истории с Харви Вайнштейном и другими деятелями, обвиненными в харрасменте?

— Думаю, таких типов надо ставить на место. Мне тоже поступали подобные предложения, но я всегда посылала таких продюсеров и режиссеров подальше. Женщины на самом деле сильны, просто они не сознают свою силу.

— Но не кажется ли вам, что эта кампания против мужчин несколько преувеличена?

— Американцы, которые ее затеяли, вообще любят перегибать палку — возьмите, например, их повальное увлечение психоанализом. Катрин Денев и я выступили против, и нас за это раскритиковали. Тем не менее убеждена, что женщины должны защищать себя.

— В чем, по-вашему, разница между француженками и русскими женщинами?

— Я не эксперт, но судя по фильмам Звягинцева и Серебренникова, которые видела, женщины вашего среднего класса вполне похожи на француженок. Ведь Россия — такая же Европа.

— Вы не только актриса, но и писатель...

— Кино мне не хватало, и поэтому я начала писать книги — автобиографические, художественные, а также по кулинарии.

— Возможно, ваша отличная форма связана именно с особой системой питания?

— Еда, конечно, дело важное, но это лишь часть истины. А главное заключается вот в чем: нужно жить в удовольствие. Лишения, огорчения, плохое настроение ускоряют старость. Я очень люблю жить.

— Одна из ваших книг называется «Биография обычного секса». О чем она?

— Именно о том, о чем говорит название, — о моей сексуальной жизни, о том, как я сделала себя благодаря мужчинам, которые были в моей жизни. И я этим мужчинам очень признательна. Секс вообще очень многому может научить человека.

— Вот в этой откровенности вы отличаетесь от русских.

— Видимо, сказалось то, что я выросла во Франции.

— Но ваши французские друзья замечают, что вы не совсем француженка?

— Да, но в этом есть плюсы. Например, я довольно высокая, француженки в среднем ниже ростом. Из-за этого иногда было трудно получить роли, но трудности закалили меня.

— Вы часто приезжаете в Россию?

— Нет, хотя мне здесь нравится. Бываю, как правило, в Петербурге, где живет моя сестра. Там еще сохранились дома, принадлежавшие моей семье. В одном из них сейчас находится Дом архитекторов.

— Мечтаете получить их назад?

— Зачем? Мне, как и многим эмиг-рантам, предлагали российское гражданство, но я уважаю выбор моих родителей, которые решили жить во Франции и хотели, чтобы мы стали французами. Ведь они потеряли в России все и стремились начать новую жизнь.

— Вы знаете, что Андрей Кончаловский описал ваш с ним любовный роман в своей книге?

— Знаю, но я ее не читала.

— Он настолько был в вас влюблен, что хотел развестись с женой, бросить семью...

— Да, но будущего у нас не было. Он хотел переехать во Францию, и я сразу почувствовала, что это яркая личность, которой надо помочь. Но я была слишком молода, бедна и незнаменита, чтобы принять его.

— Может, и не надо было помогать, он просто любил вас как женщину?

— Я так не думаю. Художники всегда заботятся прежде всего о своем творчестве, и я это прощаю — они ведь не похожи на обычных людей.

— Поддерживаете отношения с Андреем Сергеевичем?

— Да, мы хорошие друзья. Он приезжает на ежегодный фестиваль русского кино, которым я занимаюсь. Думаю, мог бы снять фильм по моей книге о русских эмигрантах в Париже — мне кажется, он для этого идеально подходит, надо бы нам об этом поговорить.

— А как вы познакомились с Мишелем Леграном?

— Это романтическая история. Писатель и режиссер Фредерик Бегбедер даже хочет снять о нас фильм. Мы встретились больше полувека назад, на фестивале в Рио-де-Жанейро. Мишель уже был знаменит своей музыкой к «Шербурским зонтикам». Мы были созданы друг для друга, но у него была жена, двое детей. Мы решили не разбивать семью. Провели четыре дня вместе, это был чисто платонический роман, отношения для нас были важнее секса. В аэропорту он мне сказал: «Встретимся в другой жизни».

— И вы потом не виделись?

— За 50 лет — ни разу. А потом он встретил меня в театре и сказал: «Давай поженимся». Я ответила: «Ты сошел с ума!» Но мужчины видят дальше, у них стратегическое мышление... В общем, он оказался прав. Мы провели неделю вместе и поняли, что это любовь. Поженились и прожили вместе шесть лет. Немного, конечно, но лучше, чем ничего.

— Легран ушел из жизни внезапно?

— Он болел пневмонией, был в сознании до последней минуты — и все время говорил со мной. Хотел, чтобы я занялась его фондом и фестивалем. Мы жили в небольшом замке недалеко от Парижа, вокруг 250 гектаров леса, и Мишель мечтал организовать там фестиваль киномузыки. Меня уже поддержали госпожа Макрон и министр культуры, поскольку таких фестивалей во Франции, как ни странно, пока нет. Первый собираемся провести в 2020 году.

— Маша, что вы думаете о жизни с высоты прожитых лет?

— Я в таком периоде этой жизни, когда становишься очень терпимой. Потеряла мужчину, которого любила, хочу быть его достойной и сделать то, о чем он просил. Это большая задача, которая заставляет меня вглядываться в будущее и настраивает на оптимизм.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9484
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7183
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?