Главная Культура 20:04 14 Мая 2022 8105
Когда дуб «дает дуба»

Реставрационным мастерским Русского музея - 100 лет

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
За сто лет реставраторами Русского музея накоплен бесценный опыт. Фото ГРМ

Об «Оргии» Котарбинского мало кто из сегодняшних россиян слышал хотя бы краем уха. Почти сто лет была скрыта от глаз соотечественников масштабная картина русского художника польского происхождения на популярную у академистов «римскую» тему. Между тем в 1898 году на академической Весенней выставке в Императорской Академии художеств ее с восторгом приняла публика, и она поступила в Русский музей. Где вскоре после революции 1917-го была накатана на вал, а потом отправлена в запасники.

Суровые ли нравы той поры не позволяли вернуть «Оргию» публике или иные причины, теперь уже не суть. Важно, что специалисты о ней не забыли. И, готовясь к нынешнему масштабному проекту «Сохраняя историю», сделали возрожденное полотно одним из главных героев выставки, посвященной столетию Службы реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея.

В экспозиции, открывшейся в корпусе Бенуа, что на канале Грибоедова, представлены живопись, графические работы, иконы, предметы декоративно-прикладного и народного искусства, скульптура — всего 330 самых интересных с реставрационной точки зрения работ. Эти произведения были восстановлены в разные периоды, что, по замыслу организаторов, позволяет понять, как менялись способы исследования, совершенствовались технологии реставрации.

Помимо собственно выставки возрожденных культурных ценностей в рамках юбилейных событий проходят показы фильмов, посвященных истории реставрационной службы крупнейшего в мире собрания русского искусства, мастер-классы для детей и взрослых...

Многие из представших здесь «биографий» произведений — в полном смысле истории жизни и смерти — и снова жизни. Ведь до попадания в руки реставраторов эти картины, скульптуры, художественные изделия пребывали в состоянии медленного, но верного умирания. «Медицинская» терминология неслучайна. Чтобы убедиться в этом, достаточно назвать хотя бы один из 13 (плюс два вспомогательных) отделов Службы реставрации — химико-биологический. Его сотрудники говорят на полном серьезе: «Играем роль клинической лаборатории при поликлинике». Пробирки всевозможных размеров для детального изучения материалов, с которыми предстоит работать мастерам, — наглядная тому иллюстрация.

Буквально накануне открытия выставки «Сохраняя историю» завершилась четырехлетняя реставрация богато инкрустированного бюро с цилиндрической крышкой. Выгравированное внутри имя автора Иоганна Коля, изготовившего вещь, судя по той же надписи, в Санкт-Петербурге в 1779 году, прежде специалистам не встречалось. Чтобы понять, какие материалы им использовались, и подобрать подходящие для восполнения утрат, химики Русского музея досконально исследовали то, что сохранилось. Выяснилось, что при создании наборного бюро использовались розовое дерево, сандал, палисандр, некоторые другие редкие породы древесины, прекрасно пережившие минувшие века. А вот северный дуб, пошедший на боковины, в отличие от южного, более жесток, почти всегда кривослоен, плохо держит форму, а при высыхании дает трещины. Что и случилось с дорогим во всех смыслах, включая исторический, предметом.

К слову, приобрел его Русский музей в 1965 году. Тогда же была предпринята попытка узнать историю вещи. К расследованию подключились историки мебели, но удалось им, к сожалению, немногое. Имя Коля обнаружилось лишь еще один раз — в 1785 году он участвовал в конкурсе на изготовление резного иконостаса Александро-Невской лавры. Ждет разгадки и монограмма предполагаемого заказчика на крышке бюро: две сплетенные буквы «НД».

Практически каждая работа сотрудников Службы реставрации — это расследование: истории предмета, материалов, утраченных фрагментов, наслоений поздних эпох. Так было и с «Оргией» Котарбинского. Когда специалисты отдела станковой живописи сняли полотно с вала, оно являло собой плачевное зрелище. В частности, из-за того, что в 1926 году его заклеили с лицевой стороны, пытаясь спасти от осыпания верхнего красочного слоя, не тонкой папиросной бумагой, а оберточной, да еще и низкого сорта — за неимением, видимо, иного. Из-за долгого хранения в накатанном виде обертка пожелтела, окислилась, прилипла к краске, казалось, намертво. Как результат — расслоение живописи.

«Изображение практически не просматривалось, — рассказывает «Труду» Ольга Кленова, художник-реставратор высшей категории. — Многочисленные утраты верхнего красочного слоя разрушили контуры фигур, раздробили сюжет. Впервые для нас живопись оказалась не на картине, а на бумаге. Даже о названии картины мы узнали лишь благодаря надписи на валике. Только после этого смогли выяснить, кто ее автор, когда написана. Ушло на реставрацию восемь месяцев ежедневной кропотливой работы. Использовали мы, в частности, метод инъекции, впрыскивая шприцем необходимый раствор внутрь ткани полотна. Сажали на место специальным клеем разлетевшиеся кусочки живописи, прессовали...»

Я поинтересовалась у Ольги Юрьевны (прежде занимавшейся реставрацией таких известных произведений из коллекции Русского музея, как «Портрет князя Е.Г. Гагарина ребенком» Кипренского, «Серия из четырех картин на стеклах» Кандинского и многих других), сколько человек восстанавливали масштабное полотно. Ведь «Оргия» — самая большая картина нынешней экспозиции, ее размеры 3×5 метров. Один человек вряд ли бы справился за неполный год. Выяснилось: их было трое — Марат Дашкин, Наталия Романова и Мария Солдатенкова. Двое последних вместе с Кленовой возрождали в 2019-м «Святую Русь» Нестерова. Эта их работа была отмечена номинацией на премию «Реставрация года» редакции газеты The Art Newspaper Russia.

Остается добавить, что реставраторы Русского музея высоко котируются за рубежом. Прежде всего благодаря своей школе, традициям и собственному стилю, в основе которого использование натуральных материалов и бережное отношение к первоисточнику. На «том берегу» склоны применять акриловую синтетику, большую палитру лаков (а они содержат небезвредные для картин синтетические составляющие). На нашем — материалы обратимые, которые легко убрать, не повредив авторской живописи. Там в реставраторы идут, как правило, химики, искусствоведы, фотографы. Здесь — профессиональные художники, разбирающиеся в тонкостях живописи, ваяния, прикладных видов искусств.

P.S. Продлится выставка «Сохраняя историю» до 18 июля.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36304
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8232
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4973
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4075
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4014
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...