Москва по праву гордится обилием парков и скверов. Грандиозные работы кипят по превращению Садового кольца в зеленое и по возвращению деревьев на Тверскую и другие улицы столицы. Живи и радуйся? Но... «Хотим дышать, а не задыхаться!», «Парку — да, стройке — нет!», «Самоуправлением по самоуправству!» — такие лозунги звучали на нынешней неделе на митинге в защиту парков и зелени.
По сути, люди протестуют против строительного лобби. Проблем накопилось так много, что на них обратил внимание Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ. Оттуда направили генпрокурору РФ просьбу «предотвратить уничтожение земельного фонда столицы, обеспечивающего экологическую безопасность миллионов жителей». СПЧ выразил «крайнее беспокойство ситуацией, складывающейся с нарушениями экологических прав жителей Москвы» при реализации градостроительной политики.
В центр внимания попали конфликты, вызванные прокладкой Северо-Восточной хорды по землям исторического парка «Кусково», строительством футбольных полей в парке Дружбы у Речного вокзала с уничтожением части объекта культурного наследия, недавней вырубкой сосновой рощи в районе Хорошево-Мневники — ради возведения жилой высотки.
Среди «горячих точек» — парк «Дубки» близ метро «Тимирязевская», сквер на Ленинском проспекте. Вырубили прекрасные голубые ели на ВДНХ и сотни здоровых деревьев в «Лужниках», где собираются строить «входную группу» стадиона к чемпионату мира по футболу — 2018. Даже у погоста кипят страсти: в Новой Москве пройдет митинг против троекратного расширения Хованского кладбища. Связано это с планами подведомственного правительству Москвы ГБУ «Ритуал» уничтожить лесную санитарную зону вокруг некрополя. В итоге новые могилы окажутся под окнами москвичей. Крупнейшее кладбище Европы намерено прирезать себе еще 80 гектаров земли за счет вырубки дубового леса...
Приглядимся к этому парадоксальному явлению, когда одной рукой Москва озеленяется, а другой уничтожаются уникальные зеленые зоны. Возьмите гибель 200-летних дубов и лип в «Кусково», близ всемирно известной усадьбы, принадлежавшей графам Шереметевым, ныне музея — объекта федерального культурного наследия. По Генплану Москвы (а он имеет силу закона), шестиполосная Северо-Восточная хорда должна была пройти невдалеке, но в стороне. Однако власти решили, что менее затратный вариант — строить ее в исторических границах усадьбы XVIII века. Для того в прошлом году Мосгорнаследие «откорректировало» в удобную сторону территорию памятника, а в апреле 2016-го министр культуры РФ Владимир Мединский своим приказом отменил действие федерального акта о границах объекта. Одним росчерком пера уменьшили территорию правового режима, запрещавшего новое строительство, и открыли путь в старинный лесопарк бульдозерам и бензопиле. Между тем памятник садово-паркового искусства — еще и особо охраняемая природная территория (ООПТ) регионального значения. Ей этот статус планировали присвоить еще в 2005 году, но до сих пор оттягивают решение.
Пилить «Кусково» начали на рассвете 22 июня, как шутят экозащитники, без объявления войны. Если верить документам и вице-мэру Москвы Марату Хуснуллину, тут должны вырубать только мелкий лес и кустарник, а на деле валят здоровые, крепкие дубы обхватом более метра, не моложе 120 лет. Уже около двух гектаров, где прежде росли деревья ценных пород, — голая земля, а в целом проект заточен на вырубку 20 гектаров лесопарка. Особая жестокость в том, что происходит это в период гнездования птиц: с 1 апреля по 31 июля работы в лесах и парках запрещены. Пренебрежение к закону погубило гнезда, взрослые птицы мечутся в ужасе, земля усеяна погибшими птенцами...
P.S. Сотни жителей встали на защиту «Кусково», разбили в парке лагерь, дежурят день и ночь. Стихийная акция протеста привела к столкновению с ЧОП и полицией, несколько активистов были задержаны. Петиция на имя генпрокурора «Не допустите вырубки парка «Кусково»!» собрала почти 140 тысяч подписей. Услышат ли наконец горожан в мэрии? Что решит московский суд в ответ на многочисленные иски?