Главная Культура 19:20 08 Ноября 2021 4165
Кто «Дон Жуана» видел, тот в цирке не смеется

У режиссера нового спектакля Большого театра чувство юмора заглушило все остальные чувства 

Сергей Бирюков
В первом действии комикование режиссера Семена Спивака еще срабатывает (Дон Жуан – Ильдар Абдразаков, Церлина – Екатерина Воронцова, Лепорелло – Кшиштоф Бончик). Фото предоставлены Большим театром

На Новой сцене Большого театра поставили одну из главных мировых опер – «Дон Жуана». Ставили, судя по признаниям участников команды, с разными намерениями – кто-то хотел приблизиться к «аутентичному Моцарту», кто-то – вернуть партитуре ее «веселость», о которой якобы забыли многие не в меру серьезные современные постановщики. Оно и вышло по-разному: где-то убедительно, где-то не очень… Но дотянуть, по моему ощущению, можно. Да и сейчас уже спектакль не назовешь стыдным. Впрочем, для продукции Большого театра это вряд ли такой уж комплимент.

Вернуть «Дон Жуану» веселость захотел режиссер Семен Спивак. Вообще-то художественный руководитель Санкт-Петербургского Молодежного театра На Фонтанке, в опере, как можно было понять из его витиеватых объяснений на предпремьерном брифинге, новичок – впрочем, законы театра, по его же справедливому замечанию, едины для всех жанров. И действительно, не могу сказать, что где-то решения постановщика шли явно против музыки (что, увы, не редкость даже в работе тех, кто специализируется на опере, в том числе в Большом театре). К режиссеру у меня лишь один, но важный вопрос: так ли однозначно весел Моцарт? И справедливо ли сводить его dramma gioccoso («веселая драма» – авторский подзаголовок «Дон Жуана») к одному лишь комикованию?

Можно по-разному относиться к опытам, скажем, Дмитрия Чернякова («Дон Жуан» 2010 года в Экс-ан-Провансе и нашем Большом), дробящего действие на тысячи психологических бликов-гримас, или, допустим, Ромео Кастеллуччи (Зальцбургский фестиваль, 2021), превратившего карнавал в игру бледных призраков. Но у каждого из этих постановщиков спектакль пронизан большой идеей, будь то противостояние яркого героя филистерскому миру серостей в первом случае или неизбежный крах личности, отлучающей себя от Божьих идеалов – во втором.

Ничего подобного не обещает и, соответственно, не делает Спивак. Его «Дон Жуан», говорит он, перенесен в 1960-е, поскольку «это годы надежды во всем мире, что все будет классно», ну и «стиль одежды нравится». На это заметим, что, во-первых, и в 1960-х далеко не все было так «классно» – в Америке убили двух Кеннеди и Мартина Лютера Кинга, у нас прихлопнули «оттепель»… Во-вторых, если уж говорить о стиле, то шестидесятых в спектакле не так много – скорее пятидесятые в платьях подружек Церлины «а-ля Лолита Торрес и Людмила Гурченко», или 1920-е в «египетских» прическах женской свиты Дон Жуана, а сама центральная парочка – беспутный хозяин и его вертлявый слуга – вообще, кажется, пришла из первых фильмов Чаплина (художник по костюмам Галина Соловьева). Все же в целом напоминает по духу кабаре – жанр, в котором, кстати, вполне возможны и серьезные высказывания: достаточно вспомнить знаменитый одноименный фильм Боба Фосса. Но то, повторю, не путь Спивака. Чье решение, между прочим, неплохо работает в первом действии с его нарастающим темпом, достигающим пика в финале, где на фоне праздничного пира (красиво уходящий в перспективу ряд столов с яствами) пятерка мстителей «пронзает» негодяев разноцветными зонтиками. Вообще многие детали придуманы вполне остроумно: и эти несерьезные зонтики, и, например, постепенная инвалидизация Оттавио (финский тенор Туомас Катаяла) – велеречивого рохли, «расправляющегося» с обидчиком своей невесты Анны исключительно в возвышенных ариях, притом являющегося зрителю с перевязанной головой, сломанной рукой, наконец загипсованной ногой, невесть в каких «зонтичных» боях покалеченных.

Эффектна придуманная сценографом Семеном Пастухом «решетка» из вертикальных и горизонтальных черных кулис, движение которых мгновенно трансформирует городскую площадь в таинственно затемненный зал замка, в улицу с балконом Эльвиры, в тесную гостиную, куда Дон Жуан позвал Командора на роковой ужин.

Но в целом во втором действии все сильнее ощущается пробуксовка «комической концепции». Спасая которую, постановщикам приходится то выдумывать странные ходы вроде превращения арии Эльвиры в сеанс написания портрета Дон Жуана (как говорится, ничто не предвещало – на художественные устремления этой дамы в опере нет ни малейшего намека), то, когда таких ходов не находилось, просто ударяться в банальность: кладбище – ну вот вам частокол памятников-истуканов; ад – получите столбы огня и клубы дыма.

Во втором действии сценические решения становятся все банальнее

Примерно по той же траектории развивалось ощущение и от музыкального воплощения оперы. Начиная с увертюры, блеск которой оркестр под управлением Тугана Сохиева воспроизводит с той степенью аутентичности, каковая соответствует представлениям этого дирижера, известного скрупулезностью, но и несклонностью к крайностям. Жильные струны он, в отличие от своего предшественника Теодора Курентзиса (та самая постановка 2010 года), не использует и вибрато не избегает, утверждая (опять же на брифинге), что «весь аутентизм уже заключен в партитуре Моцарта». Дальше, через отдельные небольшие помарки вроде слишком торопливой «арии с шампанским» Дон Жуана – Ильдара Абдразакова или смазанных фиоритур в арии «Ну, прибей меня, Мазетто» Церлины – Екатерины Воронцовой, музыкальный ток с нарастающим напором приближается к финалу первого действия с его отлично слаженным терцетом врагов Дон Жуана и кульминационной общей скороговоркой.

Но во втором действии, как и в зрелищной составляющей, все больше ощущается усталость исполнителей – в нарушающейся чистоте интонации Светланы Лачиной (Донна Анна) и даже супер-мастеровитой Динары Алиевой (Эльвира). Потрясающий мужской терцет развязки его участники – Ильдар Абдразаков, одаренный дебютант Большого театра (и партии Лепорелло) польский бас Кшиштоф Бончик и успешно сберегший весь свой кураж для финального выхода Денис Макаров (Командор) провели великолепно. Но тому же Бончику это, видимо, стоило изрядного волнения в середине акта, где в сцене несостоявшейся казни Лепорелло он тоже заметно сбивался с тона.

Учитывая класс исполнителей (их у Большого театра в запасе еще один, а то и два состава) – выражу уверенность, что музыкально постановка будет дотянута до своего истинного уровня. А что касается зрелища… тут остаюсь при немодном убеждении старого меломана: в опере главное – музыка. И если, допустим, вы будете просто слушать увертюру, как это делали до вас десятки поколений публики, а не смотреть режиссерский трюизм в виде устроенного на цирковой манер парада-алле будущих героев, то силы вашего впечатления, поверьте, не убудет. 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9365
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7062
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?