Главная Культура 19:20 08 Ноября 2021 4446
Кто «Дон Жуана» видел, тот в цирке не смеется

У режиссера нового спектакля Большого театра чувство юмора заглушило все остальные чувства 

Сергей Бирюков
В первом действии комикование режиссера Семена Спивака еще срабатывает (Дон Жуан – Ильдар Абдразаков, Церлина – Екатерина Воронцова, Лепорелло – Кшиштоф Бончик). Фото предоставлены Большим театром

На Новой сцене Большого театра поставили одну из главных мировых опер – «Дон Жуана». Ставили, судя по признаниям участников команды, с разными намерениями – кто-то хотел приблизиться к «аутентичному Моцарту», кто-то – вернуть партитуре ее «веселость», о которой якобы забыли многие не в меру серьезные современные постановщики. Оно и вышло по-разному: где-то убедительно, где-то не очень… Но дотянуть, по моему ощущению, можно. Да и сейчас уже спектакль не назовешь стыдным. Впрочем, для продукции Большого театра это вряд ли такой уж комплимент.

Вернуть «Дон Жуану» веселость захотел режиссер Семен Спивак. Вообще-то художественный руководитель Санкт-Петербургского Молодежного театра На Фонтанке, в опере, как можно было понять из его витиеватых объяснений на предпремьерном брифинге, новичок – впрочем, законы театра, по его же справедливому замечанию, едины для всех жанров. И действительно, не могу сказать, что где-то решения постановщика шли явно против музыки (что, увы, не редкость даже в работе тех, кто специализируется на опере, в том числе в Большом театре). К режиссеру у меня лишь один, но важный вопрос: так ли однозначно весел Моцарт? И справедливо ли сводить его dramma gioccoso («веселая драма» – авторский подзаголовок «Дон Жуана») к одному лишь комикованию?

Можно по-разному относиться к опытам, скажем, Дмитрия Чернякова («Дон Жуан» 2010 года в Экс-ан-Провансе и нашем Большом), дробящего действие на тысячи психологических бликов-гримас, или, допустим, Ромео Кастеллуччи (Зальцбургский фестиваль, 2021), превратившего карнавал в игру бледных призраков. Но у каждого из этих постановщиков спектакль пронизан большой идеей, будь то противостояние яркого героя филистерскому миру серостей в первом случае или неизбежный крах личности, отлучающей себя от Божьих идеалов – во втором.

Ничего подобного не обещает и, соответственно, не делает Спивак. Его «Дон Жуан», говорит он, перенесен в 1960-е, поскольку «это годы надежды во всем мире, что все будет классно», ну и «стиль одежды нравится». На это заметим, что, во-первых, и в 1960-х далеко не все было так «классно» – в Америке убили двух Кеннеди и Мартина Лютера Кинга, у нас прихлопнули «оттепель»… Во-вторых, если уж говорить о стиле, то шестидесятых в спектакле не так много – скорее пятидесятые в платьях подружек Церлины «а-ля Лолита Торрес и Людмила Гурченко», или 1920-е в «египетских» прическах женской свиты Дон Жуана, а сама центральная парочка – беспутный хозяин и его вертлявый слуга – вообще, кажется, пришла из первых фильмов Чаплина (художник по костюмам Галина Соловьева). Все же в целом напоминает по духу кабаре – жанр, в котором, кстати, вполне возможны и серьезные высказывания: достаточно вспомнить знаменитый одноименный фильм Боба Фосса. Но то, повторю, не путь Спивака. Чье решение, между прочим, неплохо работает в первом действии с его нарастающим темпом, достигающим пика в финале, где на фоне праздничного пира (красиво уходящий в перспективу ряд столов с яствами) пятерка мстителей «пронзает» негодяев разноцветными зонтиками. Вообще многие детали придуманы вполне остроумно: и эти несерьезные зонтики, и, например, постепенная инвалидизация Оттавио (финский тенор Туомас Катаяла) – велеречивого рохли, «расправляющегося» с обидчиком своей невесты Анны исключительно в возвышенных ариях, притом являющегося зрителю с перевязанной головой, сломанной рукой, наконец загипсованной ногой, невесть в каких «зонтичных» боях покалеченных.

Эффектна придуманная сценографом Семеном Пастухом «решетка» из вертикальных и горизонтальных черных кулис, движение которых мгновенно трансформирует городскую площадь в таинственно затемненный зал замка, в улицу с балконом Эльвиры, в тесную гостиную, куда Дон Жуан позвал Командора на роковой ужин.

Но в целом во втором действии все сильнее ощущается пробуксовка «комической концепции». Спасая которую, постановщикам приходится то выдумывать странные ходы вроде превращения арии Эльвиры в сеанс написания портрета Дон Жуана (как говорится, ничто не предвещало – на художественные устремления этой дамы в опере нет ни малейшего намека), то, когда таких ходов не находилось, просто ударяться в банальность: кладбище – ну вот вам частокол памятников-истуканов; ад – получите столбы огня и клубы дыма.

Во втором действии сценические решения становятся все банальнее

Примерно по той же траектории развивалось ощущение и от музыкального воплощения оперы. Начиная с увертюры, блеск которой оркестр под управлением Тугана Сохиева воспроизводит с той степенью аутентичности, каковая соответствует представлениям этого дирижера, известного скрупулезностью, но и несклонностью к крайностям. Жильные струны он, в отличие от своего предшественника Теодора Курентзиса (та самая постановка 2010 года), не использует и вибрато не избегает, утверждая (опять же на брифинге), что «весь аутентизм уже заключен в партитуре Моцарта». Дальше, через отдельные небольшие помарки вроде слишком торопливой «арии с шампанским» Дон Жуана – Ильдара Абдразакова или смазанных фиоритур в арии «Ну, прибей меня, Мазетто» Церлины – Екатерины Воронцовой, музыкальный ток с нарастающим напором приближается к финалу первого действия с его отлично слаженным терцетом врагов Дон Жуана и кульминационной общей скороговоркой.

Но во втором действии, как и в зрелищной составляющей, все больше ощущается усталость исполнителей – в нарушающейся чистоте интонации Светланы Лачиной (Донна Анна) и даже супер-мастеровитой Динары Алиевой (Эльвира). Потрясающий мужской терцет развязки его участники – Ильдар Абдразаков, одаренный дебютант Большого театра (и партии Лепорелло) польский бас Кшиштоф Бончик и успешно сберегший весь свой кураж для финального выхода Денис Макаров (Командор) провели великолепно. Но тому же Бончику это, видимо, стоило изрядного волнения в середине акта, где в сцене несостоявшейся казни Лепорелло он тоже заметно сбивался с тона.

Учитывая класс исполнителей (их у Большого театра в запасе еще один, а то и два состава) – выражу уверенность, что музыкально постановка будет дотянута до своего истинного уровня. А что касается зрелища… тут остаюсь при немодном убеждении старого меломана: в опере главное – музыка. И если, допустим, вы будете просто слушать увертюру, как это делали до вас десятки поколений публики, а не смотреть режиссерский трюизм в виде устроенного на цирковой манер парада-алле будущих героев, то силы вашего впечатления, поверьте, не убудет. 

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36449
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8289
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5039
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4115
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4034
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...