Во вторник, 5 октября случилось эпохальное событие в истории космонавтики и кинематографа. С Байконура на корабле «Союз МС-19» стартовал космический экипаж во главе с Антоном Шкаплеровым. Вместе с ним на орбиту впервые отправились кинематографисты – режиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд. Они планируют снять в космосе значимую часть (примерно 35 минут) фильма «Вызов».
Совместное детище Роскосмоса, Первого канала и студии Yellow, Black and White еще до старта вызвало шквал споров. Профессиональные космонавты, включая и мирового рекордсмена Падалку, весьма скептически отнеслись к "шоу на орбите", увидев за этим попытку Роскосмоса сделать хорошую мину при плохой игре - ведь никаких других заметных достижений в освоении космическолго пространства наша страна давно миру не предъявляет. Но немало и тех, кто считает, что нынешняя кинокспедиция на МКС вернет романтику в звездную профессию и привлечет к ней молодых, как когда-то гагаринский полет заставил мечтать о полетах в космос миллионы парней и девушек.
Сегодня, когда экипаж уже приступил к работе на орбите, «Труд» попросил экспертов поделиться мыслями и впечатлениями о громком событии.
Елена СЕРОВА, летчик-космонавт, Герой России, депутат Госдумы:
– Я очень рада, что этот проект стартовал. На мой взгляд, это правильная история. Нам необходимо заниматься популяризацией отечественной космонавтики. Не только в родной стране, но и за ее пределами. Не секрет, что западная киноиндустрия зачастую представляет дело так, будто космос покоряют только американцы, а русский Ваня в ушанке и с гаечным ключом в руке болтается в космическом пространстве неизвестно почему и для чего. Разумеется, это не имеет никакого отношения к действительности.
Американцы, кстати, тоже планировали снять фильм в космосе, но мы их опередили, и это, считаю, здорово. То, что русские кинематографисты первыми снимут художественный фильм на МКС, надеюсь, напомнит всему миру, кто стоял у истоков космической эры. Мне нравятся наши недавние фильмы о космосе – «Салют 7» и, в особенности, «Время первых», который консультировал выдающийся космонавт Алексей Леонов. Надеюсь, «Вызов» станет новым шагом в талантливом освоении этой сложной темы. В репутационном плане этот проект – огромный рывок и для космической отрасли, и для нашей киноиндустрии.
У непосвященных людей возникают вопросы, можно ли было в такие короткие сроки подготовить Юлию Пересильд и Клима Шипенко к полету. Мол, на подготовку космонавта уходят годы. Да и я сама отправилась в полет только через 8 лет после того, как пришла в отряд космонавтов. Хочу сразу заметить, что Клим и Юлия прошли жесточайший отбор по всем медицинским показателям. В этом смысле их проверяли, готовили, в частности, прогоняли на центрифуге, не хуже и не меньше настоящих космонавтов. Но актрисе и режиссеру не придется на МКС заниматься пилотированием, научными экспериментами, ремонтом оборудования и еще десятками дел, которыми занимаются космонавты, обязанные быть в одном лице и астрономами, и медиками, и электриками, и слесарями-сантехниками, и физиками, и биологами. Клим и Юлия будут в условиях невесомости, к чему они готовы, снимать фильм. А профессионалы-космонавты на МКС, которые, кстати, владеют техникой фото-видеосъемки, им в этом помогут.
Вячеслав ШМЫРОВ, киновед, продюсер, лауреат премии Москвы:
– У меня в целом положительное отношение к этому проекту. Меня убеждает личность Клима Шипенко, который показал себя вдумчивым режиссером и человеком, склонным к постоянному самообучению. Это позволяет надеяться, что полет пройдет для будущего фильма с пользой. И коль такое, прямо скажем, не рядовое событие случилось, надо пожелать его участникам успеха.
Тем более, что Клима и Юлию этот полет, как мне кажется, по-человечески очень занимает и воодушевляет. Они молодцы. Они уже прошли через череду тяжелейших испытаний. Мне один очень известный артист, который рассматривался как кандидат на полет в космос, когда Юрий Кара собирался снимать на орбите фильм «Тавро Кассандры», на днях рассказал, как его посадили в центрифугу. По его просьбе поставили таймер на пять минут. И он, один из самых крепких и уверенных мужиков на экране, уже через 15 секунд нажимал на все кнопки, чтобы его вытащили оттуда.
А Юлия и Клим все выдержали. И я теперь лучше пониманию Ольгу Кабо и Владимира Стеклова, которые в свое время тоже прошли все необходимые процедуры для полета в космос в уже упоминавшемся проекте Юрия Кары, а потом этот полет взяли и отложили. Хорошо, что идею реанимировали – с новым замыслом и с новым составом.
Что до огромных затрат на этот проект, которые можно было направить, скажем, на социалку, то ведь когда-то и полет Гагарина в космос состоялся на фоне не лучшей и не самой сытой жизни простых людей. Это был «наш ответ Америке», попытка ее догнать и перегнать, как того хотел Хрущев. Америку не догнали, но по прошествии лет мы закономерно гордимся полетом Гагарина.
Другое дело, что мы об этом событии редко вспоминаем. Годовщина Победы – это да. Тут ежегодно звенит медь оркестров. А годовщина и даже юбилей полета Гагарина проходят практически незаметно. Но победа в войне принадлежит прошлому. А полет Гагарина – это была наша грандиозная заявка на будущее, которую мы толком не реализовали. Эта двойственность отношения к важным датам нашей истории весьма показательна для нынешнего состояния общественных умонастроений.
Можно ли было снять фильм не в космосе, а целиком в павильоне? Наверное. Но тут важен сам факт съемок на орбите. Мало кто помнит, сколько минут Гагарин провел в космосе. Но все помнят, что он был первым. Надеюсь, все запомнят, что первыми в космосе побывали наши кинематографисты.
Сергей ЛАВРОВ, аналитик кинобизнеса, главный редактор портала Kinodata.PRO:
– На мой взгляд, это и пиаровская раскрутка фильма, и акция по рекламе Роскосмоса, у которого в последние годы нет особых достижений, а преобладают неудачи. Я не очень верю, что Клим и Юлия после полугода подготовки смогут снять на МКС большой фрагмент фильма, в котором прилетевшая на МКС врач делает операцию больному космонавту. Это из ряда вон выходящая авантюра. Есть версия, что актриса и режиссер слетают в космос в качестве туристов, а необходимые по сюжету космические сцены будут сняты в кинопавильоне.
Бюджет фильма оценивается в 850 миллионов рублей – не считая огромных затрат на сам полет в космос. За всю историю нашего кино ни один проект дороже 700 миллионов в нашем прокате не окупился. Окупится ли «Вызов»? Поживем-увидим, но ничто этого не обещает. Что до зарубежного проката, то обольщаться тоже пока не стоит. Международная пресса об этом проекте молчит. Была одна ироническая публикация в еженедельнике Variety – и на этом все.
Параллельно Голливуд готовит свой космический проект с Томом Крузом, который оценивается в 200 миллионов долларов. Круз ищет локации в Австралии, Новой Зеландии, чтобы снять фильм дешевле. У нас, как водится, ситуация обратная, мы снимаем как можно дороже.
Алексей ФЕДОРЧЕНКО, кинорежиссер, лауреат международных кинофестивалей:
– Я бы сам в космос не полетел, я боюсь. Но уважаю ребят, которые рванули туда. Конечно, это больше коммерческая история, вряд ли полет на орбиту был необходим для кино, а вот для раскрутки фильма это замечательная идея. И думаю, все затраты окупятся. Сам факт полета кинематографического экипажа в космос наверняка заинтересует прокатчиков – и наших, и зарубежных.
Лично меня в этой истории интересовало одно: предусмотрены ли по сценарию любовь и секс. Потому что единственное, для чего стоит лететь в космос, – это для съемок эротических сцен. Было бы интересно посмотреть, как это происходит в невесомости. Но, похоже, таких сцен в фильме не будет. И это меня разочарует. Когда-то у меня был фильм «Первые на Луне». Оставлю эту задумку для фильма «Вторые на Луне».
Юлия АУГ, актриса, режиссер театра и кино:
– Я не рассматриваю этот проект с точки зрения пиара, хайпа, я рассматриваю его действительно как вызов, как поиск новых путей и возможностей в космосе и кино. Противники проекта говорят, что на фильм будет ухлопано слишком много денег. По-моему, это хорошо, что деньги пойдут на кино, а не будут разворованы, как это обычно у нас бывает.
Другое дело, какая огромная ответственность лежит на инициаторах этого проекта. Если что-то пойдет не так, то полетит не одна голова. И руководству Роскосмоса придется в эти дни сильно напрячься, чтобы обеспечить максимальную безопасность полета, чтобы в любой момент устранить любую нештатную ситуацию, если она вдруг возникнет. Да, это опасное предприятие, но невероятно интересное. И скажу честно: я завидую Юле. И если бы у меня появилась такая возможность, я бы тоже полетела в космос. Потому что это круто!