Главная Культура 00:58 06 Сентября 2019 1455
«Амаркорд» одесского разлива

Валерий Тодоровский снял фильм, навеянный воспоминаниями своего детства

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото: kinopoisk.ru

На экране крупным планом титр: 1970 год. В Одессу из Москвы весь в заграничном джинсовом прикиде прилетает журналист-международник Борис. Он привез на каникулы к дедушке и бабушке, родителям своей жены Аллы, восьмилетнего внука. Сам собирается через день-другой вернуться в столицу: ему светит должность собкора в Бонне, надо собирать документы и вещи для загранки. Но «Аннушка уже пролила масло», сиречь в морских водах завелась вредоносная холерная палочка. Аэровокзал оцеплен милицией, город закрывают на карантин, Борис поневоле зависает в душной августовской Одессе...

Фильм Валерия Тодоровского так и называется — «Одесса». В своих интервью режиссер говорит, что это его самая личная картина, замысел которой он вынашивал и пестовал много лет, еще со студенческой скамьи во ВГИКе. Неслучайно того самого восьмилетнего сына и внука, глазами которого как бы увидены происходящие в фильме события, зовут Валериком. Читай: будущим кинорежиссером Валерием Тодоровским, который, подобно Феллини, снял свой личный, одесский «Амаркорд». Свое исповедальное «Я вспоминаю»...

Когда замысел у Тодоровского окончательно оформился, получил финансовую поддержку от Минкультуры и частных инвесторов, включая Романа Абрамовича, Михаила Прохорова, Елену Батурину (в общей сложности 300 млн рублей), снимать фильм в самой Одессе из-за резко ухудшившихся российско-украинских отношений уже не получилось. Кусочки Одессы искали в Таганроге, Ростове-на-Дону, Сочи, а одесский дворик, где друг напротив друга живут две еврейские семьи, пришлось построить на «Мосфильме».

Думаю, это обстоятельство, на первый взгляд, вроде бы технического свойства, сказалось на качестве ленты самым драматичным образом. Хоть в фильме и есть сцена, якобы снятая на знаменитом «Привозе», хоть по экрану раз-другой и проедет аутентичный трамвай из тех времен, хоть герои, невзирая на холерные запреты, поплещутся в лимане, а потом отправятся на ночную рыбалку, где их обстреляет рыбнадзор, но...

Но образа Одессы — многоликого, живого, фантастически своеобычного, колоритного города, воспетого Багрицким, Бабелем, Олешей, Паустовским, Катаевым, Жванецким, Говорухиным, Кирой Муратовой (этот список можно продолжать долго), — в фильме под названием «Одесса», мы, увы, так и не увидим. А увидим скорее камерную, подчас весьма театрализованную историю, большей частью разыгранную в уже упоминавшейся декорации одесского дворика.

В этом дворике тихо-мирно доживает свой век старый коммунист, ветеран войны и труда Григорий Иосифович Давыдов (его играет Леонид Ярмольник то ли с накладным, то ли с усердно надуваемым животом) и его жена Раиса Ировна (неузнаваемо состаренная гримерами, конопатая, рыжая, периодически переходящая на идиш Ирина Розанова). У них три дочери, почти три чеховские сестры. Или, если угодно, три дочери «одесского короля Лира», преданного своими детьми.

Вспыхнувшая в городе холера, по мысли автора, взрывает устоявшийся быт, обостряет давно сложившиеся в семье взаимоотношения. Оставшаяся в Москве жена Бориса Алла изводит мужа и сына истерическим звонками. Муж Лоры (Ксения Раппопорт), бездарный композитор с русопятой внешностью, русской фамилией и традиционной русской болезнью (Сергей Муравьев), уходит в многодневный запой, благо появился повод. А тут еще бунтует дочь-подросток, обзывая мать «клещом», которая вцепилась в домочадцев кровососущей любовью.

Мира (Евгения Брик) заявляет отцу, что собирается уехать с мужем на ПМЖ в Израиль. Григорий Иосифович, глубоко советский человек, отказывающийся признавать свое еврейство, сначала идет заявлять на дочь в местный КГБ. А потом, раскаявшись в содеянном, хлебает горстями морскую воду со смертоносными бациллами, желая немедленно умереть, но дело, впрочем, кончится банальным сортиром. Сами сестры с неожиданным азартом начнут собачиться между собою, причем одна называет другую полным ничтожеством, получая в ответ заслуженную «шлюху»...

Но круче всего сносит голову у Бориса (Евгений Цыганов), который внезапно влюбляется в 15-летнюю Ирку (Вероника Устимова) из домика напротив. Местная Лолита гибка станом, носит короткие платьица, имеет в анамнезе гремучую смесь еврейско-греческих кровей, говорит «шо» вместо «что», и ей до смерти надоело присматривать за парализованным дедом, который становится свидетелем их первого поцелуя. И хоть дальше этих ласк дело у влюбленных не дойдет, но страсти на экране будут полыхать нешуточные. Так, сын Бориса, тот самый Валерик (юный Степан Середа органичен в роли), догадавшись об истинных взаимоотношениях отца и соседки Ирки, сиганет в море с верхней палубы белоснежного корабля, в первоклассных каютах которого отбывает карантин пресыщенная и развратная московская элита, волею судеб оказавшаяся в холерной Одессе.

Фильм Тодоровского обилен по возникающим на экране и исчезающим в небытие героям и заявленным темам (тут и распад семьи, и трагедия разбросанного по свету еврейского народа, и социальное неравенство в советском обществе и т. д.), размыт по жанру. Вроде это комедия, но по-настоящему смешные моменты можно пересчитать по пальцам одной руки. Похоже на любовную мелодраму, но между Борисом и одесской Лолитой не чувствуется подлинной «химии», все их переживания выглядят на экране как-то понарошку. Смахивает на семейный портрет в интерьере советской эпохи, но «нерв» 70-х в картине проявлен слабо, скорее он отражен во внешних приметах времени — костюмах и прическах.

И уж совсем странно, что фильм с названием «Одесса», снятый в наши дни, ни прямо, ни косвенно, ни робким намеком — словом, никак не корреспондируется с происходящими сегодня на Украине событиями. На экране на два часа повисает этакое бесцельное и бесформенное (фильм похож на нарезку из телесериала), удушающее своими неспешными ритмами ностальгическое облако.

Совершенно разностильно, что странно для такого мастера, как Валерий Тодоровский, играют в фильме актеры. Кто-то работает в добротной психологической манере старого МХАТа, кто-то откровенно комикует, кто-то чересчур старательно, с нажимом и перебором, форсирует еврейские интонации, свое-обычный одесский говорок. И лишь Евгений Цыганов играет с присущей ему брутальной невозмутимостью — и оказывается хотя бы равным самому себе. Чего, к сожалению, нельзя сказать о Валерии Тодоровском. Похоже, в этот раз он снял не лучший свой фильм.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9514
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7209
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?