Главная Культура 00:58 06 Сентября 2019 1513
«Амаркорд» одесского разлива

Валерий Тодоровский снял фильм, навеянный воспоминаниями своего детства

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото: kinopoisk.ru

На экране крупным планом титр: 1970 год. В Одессу из Москвы весь в заграничном джинсовом прикиде прилетает журналист-международник Борис. Он привез на каникулы к дедушке и бабушке, родителям своей жены Аллы, восьмилетнего внука. Сам собирается через день-другой вернуться в столицу: ему светит должность собкора в Бонне, надо собирать документы и вещи для загранки. Но «Аннушка уже пролила масло», сиречь в морских водах завелась вредоносная холерная палочка. Аэровокзал оцеплен милицией, город закрывают на карантин, Борис поневоле зависает в душной августовской Одессе...

Фильм Валерия Тодоровского так и называется — «Одесса». В своих интервью режиссер говорит, что это его самая личная картина, замысел которой он вынашивал и пестовал много лет, еще со студенческой скамьи во ВГИКе. Неслучайно того самого восьмилетнего сына и внука, глазами которого как бы увидены происходящие в фильме события, зовут Валериком. Читай: будущим кинорежиссером Валерием Тодоровским, который, подобно Феллини, снял свой личный, одесский «Амаркорд». Свое исповедальное «Я вспоминаю»...

Когда замысел у Тодоровского окончательно оформился, получил финансовую поддержку от Минкультуры и частных инвесторов, включая Романа Абрамовича, Михаила Прохорова, Елену Батурину (в общей сложности 300 млн рублей), снимать фильм в самой Одессе из-за резко ухудшившихся российско-украинских отношений уже не получилось. Кусочки Одессы искали в Таганроге, Ростове-на-Дону, Сочи, а одесский дворик, где друг напротив друга живут две еврейские семьи, пришлось построить на «Мосфильме».

Думаю, это обстоятельство, на первый взгляд, вроде бы технического свойства, сказалось на качестве ленты самым драматичным образом. Хоть в фильме и есть сцена, якобы снятая на знаменитом «Привозе», хоть по экрану раз-другой и проедет аутентичный трамвай из тех времен, хоть герои, невзирая на холерные запреты, поплещутся в лимане, а потом отправятся на ночную рыбалку, где их обстреляет рыбнадзор, но...

Но образа Одессы — многоликого, живого, фантастически своеобычного, колоритного города, воспетого Багрицким, Бабелем, Олешей, Паустовским, Катаевым, Жванецким, Говорухиным, Кирой Муратовой (этот список можно продолжать долго), — в фильме под названием «Одесса», мы, увы, так и не увидим. А увидим скорее камерную, подчас весьма театрализованную историю, большей частью разыгранную в уже упоминавшейся декорации одесского дворика.

В этом дворике тихо-мирно доживает свой век старый коммунист, ветеран войны и труда Григорий Иосифович Давыдов (его играет Леонид Ярмольник то ли с накладным, то ли с усердно надуваемым животом) и его жена Раиса Ировна (неузнаваемо состаренная гримерами, конопатая, рыжая, периодически переходящая на идиш Ирина Розанова). У них три дочери, почти три чеховские сестры. Или, если угодно, три дочери «одесского короля Лира», преданного своими детьми.

Вспыхнувшая в городе холера, по мысли автора, взрывает устоявшийся быт, обостряет давно сложившиеся в семье взаимоотношения. Оставшаяся в Москве жена Бориса Алла изводит мужа и сына истерическим звонками. Муж Лоры (Ксения Раппопорт), бездарный композитор с русопятой внешностью, русской фамилией и традиционной русской болезнью (Сергей Муравьев), уходит в многодневный запой, благо появился повод. А тут еще бунтует дочь-подросток, обзывая мать «клещом», которая вцепилась в домочадцев кровососущей любовью.

Мира (Евгения Брик) заявляет отцу, что собирается уехать с мужем на ПМЖ в Израиль. Григорий Иосифович, глубоко советский человек, отказывающийся признавать свое еврейство, сначала идет заявлять на дочь в местный КГБ. А потом, раскаявшись в содеянном, хлебает горстями морскую воду со смертоносными бациллами, желая немедленно умереть, но дело, впрочем, кончится банальным сортиром. Сами сестры с неожиданным азартом начнут собачиться между собою, причем одна называет другую полным ничтожеством, получая в ответ заслуженную «шлюху»...

Но круче всего сносит голову у Бориса (Евгений Цыганов), который внезапно влюбляется в 15-летнюю Ирку (Вероника Устимова) из домика напротив. Местная Лолита гибка станом, носит короткие платьица, имеет в анамнезе гремучую смесь еврейско-греческих кровей, говорит «шо» вместо «что», и ей до смерти надоело присматривать за парализованным дедом, который становится свидетелем их первого поцелуя. И хоть дальше этих ласк дело у влюбленных не дойдет, но страсти на экране будут полыхать нешуточные. Так, сын Бориса, тот самый Валерик (юный Степан Середа органичен в роли), догадавшись об истинных взаимоотношениях отца и соседки Ирки, сиганет в море с верхней палубы белоснежного корабля, в первоклассных каютах которого отбывает карантин пресыщенная и развратная московская элита, волею судеб оказавшаяся в холерной Одессе.

Фильм Тодоровского обилен по возникающим на экране и исчезающим в небытие героям и заявленным темам (тут и распад семьи, и трагедия разбросанного по свету еврейского народа, и социальное неравенство в советском обществе и т. д.), размыт по жанру. Вроде это комедия, но по-настоящему смешные моменты можно пересчитать по пальцам одной руки. Похоже на любовную мелодраму, но между Борисом и одесской Лолитой не чувствуется подлинной «химии», все их переживания выглядят на экране как-то понарошку. Смахивает на семейный портрет в интерьере советской эпохи, но «нерв» 70-х в картине проявлен слабо, скорее он отражен во внешних приметах времени — костюмах и прическах.

И уж совсем странно, что фильм с названием «Одесса», снятый в наши дни, ни прямо, ни косвенно, ни робким намеком — словом, никак не корреспондируется с происходящими сегодня на Украине событиями. На экране на два часа повисает этакое бесцельное и бесформенное (фильм похож на нарезку из телесериала), удушающее своими неспешными ритмами ностальгическое облако.

Совершенно разностильно, что странно для такого мастера, как Валерий Тодоровский, играют в фильме актеры. Кто-то работает в добротной психологической манере старого МХАТа, кто-то откровенно комикует, кто-то чересчур старательно, с нажимом и перебором, форсирует еврейские интонации, свое-обычный одесский говорок. И лишь Евгений Цыганов играет с присущей ему брутальной невозмутимостью — и оказывается хотя бы равным самому себе. Чего, к сожалению, нельзя сказать о Валерии Тодоровском. Похоже, в этот раз он снял не лучший свой фильм.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36381
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8261
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5008
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4090
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4023
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...