Зал «Зарядье» открыл большой концертный цикл, посвященный юбилею С. В. Рахманинова, программой, яркость которой трудно оспорить. Ансамбль Теодора Курентзиса MusicAeterna исполнил в первом отделении «Всенощное бдение» самого Сергея Васильевича, а во втором – мировую премьеру мистерии «Ты – ликами цветов» Алексея Ретинского, посвященную Рахманинову.
MusicAeterna, включая ее хоровую часть – один из отечественных исполнительских коллективов-лидеров. В том числе – в вопросах чистоты вкуса: не помню случая, чтобы, желая поднять свой рейтинг, музыканты Теодора Курентзиса заигрывали с так называемой попсой. Только классика из классик – но разве не богаче ли она, опирающаяся на тысячелетний опыт, любого другого направления в смысле выразительных возможностей? Здесь вряд ли найдешь пример ярче «Всенощной». С одной стороны – едва ли не наиболее масштабное среди обращений великих русских композиторов к «святая святых» музыкальной традиции – литургическому жанру. С другой – какая свобода интонирования, при полной его строгости! Вот небесно-легкое, почти импрессионистическое начало «Приидите, поклонимся». Вот плотное, как золотой слиток, «Благослови, душе моя, Господа». Вот похожее на народную колыбельную соло тенора «Ныне отпущаеши». А в части «Воскресение Христово видевше» эта фольклорность неожиданно «провоцирует» курентзисовцев на открытый звук, почти как у хоря Пятницкого» – стилевой контраст, но ни малейшего стилевого диссонанса. И смотрите, получился точнейший звуковой портрет самого Рахманинова, чуждого как пошлости, так и академического пуризма.
Для второй части программы Курентзис опять же безошибочно остановил выбор на Алексее Ретинском, далеко не только по моим наблюдениям самом одаренном из сегодняшнего поколения 40-летних отечественных композиторов. Пишущим тонко, без оглядки на массовый вкус, но с опорой на мощный внутренний композиторский и человеческий стержень, притом изысканно и причудливо-красиво, Алексей зарекомендовал себя уже в первом опусе, переданном им в руки Курентзиса – хоре Salve Regina, который мы услышали ровно пять лет назад. С тех пор были разные по качеству вещи, но в лучших Ретинский, приглашенный Курентзисом стать композитором-резидентом musicAeterna, сохранил и развил это единение духовности и красоты.
Новой партитуре «Ты – ликами цветов» автор дал максимально ответственное жанровое определение: мистерия. То есть – сочинение, не прибегающее к какой-либо из канонических форм, но по сути являющееся обращением к Богу. Впрочем, в первой части такая структурная отсылка есть – в ней использован тот же текст «Великого славословия», что и в 12-й части «Всенощной». И даже интонационный материал в ней родствен рахманиновскому, вот только «стены» из этих «кирпичей» сложены уже совсем в другой, остро современной манере – а в то же время в явном наследовании народному многоголосию: русскому, балканскому... Как и стиль пения, каковому мог бы позавидовать самый искушенный коллектив народной музыки. Введение инструментальных партий – флейт, фаготов, виолончелей, контрабасов, рояля, электрогитары – ничуть не перечит православной природе текста: во-первых, мы все-таки не на службе в ортодоксальном храме, куда инструменты действительно не допускаются; во-вторых, здесь это не столько самостоятельные голоса партитуры, сколько «эхо» вокальных партий – тот «воздух», в котором они многократно отражаются и трансформируются. Заодно вызывая ассоциации с самыми великими русскими партитурами ритуально-мистериального свойства, в первую очередь «Свадебкой» Стравинского.
Во второй части, так и озаглавленной Rakhmaninoff, это ощущение пространственности не просто усиливается, но становится почти физически-болезненным – словно мы попадаем в искаженную вселенную, у которой сбито что-то в самых недрах ее вестибулярного аппарата. Такой эффект создает столкновение звука двух роялей, один из которых сдвинут по отношению к другому на четверть тона. Будто шатается все музыкальное здание, которое композитор пытается выстроить на цитатах из Второго и Третьего концертов Рахманинова, а в один из моментов вдруг призраком из средневековых религиозных действ встает тема Dies irae – «День гнева». И все это – под прошептываемое хором «пьяное» стихотворение Егора Летова «А поутру они неизбежно проснулись».
Выход из этого «хмельного», потерявшего точку опоры мира Ретинский находит в максимальном упрощении и «обеззвучивании» музыкальной ткани: одно-единственное, нарочито сиротливое сопрано (Екатерина Дондукова) под один-единственный – то есть уже никакой фальши – рояль пропевает-проговаривает символистское стихотворение известного поэта конца тысячелетия Геннадия Айги «Ты – ликами цветов», давшее название всей мистерии. Цветы здесь – одновременно символ и бесконечно продолжающейся жизни, и ее оборотной стороны – смерти: не зря ими украшают могильные холмики. Единственный даже не упрек композитору, а скорее замечание себе в критическую тетрадку: по смысловой весомости словесный текст тут неизмеримо превосходит музыку. Но может, это тоже часть замысла: скромно отойти в сторону перед великим именем Рахманинова, напомнив, что мы живем, как это сформулировал другой мыслитель наших дней музыкант Владимир Мартынов, в пору «конца времени композиторов».
Который ни в коей мере не означает конца самой музыки. И уж точно лишь в самом своем начале находится цикл «Зарядья», посвященный Рахманинову. В нем 9 марта Капелла имени Юрлова и Оркестр кинематографии представят вокально-оркестровые партитуры Сергея Васильевича, включая «Весну» и «Колокола», 12 и 26 марта, а также 6, 14, 19 и 25 апреля оперные звезды Любовь Петрова, Полина Шамаева, Альбина Шагимуратова, Рамон Варгас, Хибла Герзмава и Ольги Перетятько исполнят рахманиновские романсы, 18 марта и 7 апреля вокальный ансамбль Arielle и хор Cantus школы имени Гайдна выступят с программами русской хоровой музыки, 28 марта виолончелист Александр Князев и пианист Александр Гиндин включат рахманиновское творчество в панораму европейской камерной музыки, 10 апреля свой взгляд на личности Рахманинова и его друга Метнера представит русско-французский фортепианный дуэт Людмила Берлинская – Артур Ансель. В самый день рождения Сергея Васильевича 1 апреля состоятся сразу два события – Рахманинов-марафон пятерки молодых пианистов и мировая премьера симфоспектакля «Белая сирень» об одной человеческой привязанности, прошедшей через всю жизнь композитора. 11 апреля цикл продолжит полусценическая версия оперы «Франческа да Римини» в дирижерской постановке генерального директора зала «Зарядье» Ивана Рудина.
До самого конца мая пианисты Дмитрий Маслеев, Вадим Руденко, Филипп Копачевский, Дмитрий Шишкин и Андрей Коробейников, а также ведущие оркестры и дирижеры страны представят все концерты и симфонии Сергея Васильевича.
Но даже на этом богатом фоне событие 18 апреля обещает стать совсем особенным. Уникальный сборный состав мужских хоров России и Белоруссии исполнит «Всенощное бдение» в том оригинальном виде, в каком его задумал и впервые представил в Московском благородном собрании 10 марта 1915 года сам Рахманинов. Тогда, учитывая громадный общественный интерес, премьера прошла при открытых настежь дверях и окнах. В наши дни аналогом этого станет прямая трансляция исполнения на сайте «Зарядья».