В последний день осени популярные актеры Елизавета Боярская и Анатолий Белый представят документальную ленту «Цветаева. OPEN», посвященную трагической судьбе поэта. Премьера состоится в петербургском кинотеатре «Англетер» близ Исаакиевской площади и станет ответом тем, кто до сих пор копается в жизни Марины Цветаевой в поисках чего-то мутного и греховного.
Опасное это дело — вести дневник. Откроют, прочтут, а потом «объективности ради» оболгут, ссылаясь на то, что, дескать, сама написала... Так случилось с Мариной Цветаевой, представленной недавно чуть ли не монстром в телепрограмме «Живая жизнь» Юлии Меньшовой.
Писала Марина потому, что не писать не могла. Ее стихи, проза, письма и записные книжки — сама мятущаяся душа поэта. Поэтом она оставалась и в обычной жизни, к которой была мало приспособлена. Особенно в выпавшую на ее недолгий век пору войн, революции, террора и разрухи...
После того как 20 лет назад был открыт архив семьи Цветаевых, чуть ли не каждый празднолюбопытствующий взял за право судить — нет, не творчество ее, а саму жизнь. Навесив ярлыков за то, что не уберегла младшую дочь Ирину, погибшую от голода в приюте, куда мать отправила девочку в надежде ее спасти. Что, будучи замужней, увлекалась другими мужчинами. Что не умела стряпать, содержать в порядке дом, наконец, считать деньги... То есть за все земное.
«Там, на земле, мне подавали грош / И жерновов навешали на шею...» — написала Марина в тяжелейшем 1918-м, предчувствуя, как это свойственно поэтам, грядущую вакханалию, приближения которой не ощущали многие ее современники. Удивительно, что не поняла Марину Ивановну и сегодняшняя телеведущая. Цветаевой-человеку от нее досталось по полной (список претензий смотрите выше).
— С некоторых пор в России стало модным клеймить известных людей после их смерти, — замечает Алла Дамскер, сопродюсер и режиссер картины «Цветаева. OPEN». — Марина Ивановна в этом смысле «подставилась по полной», оставив нам свои письма и дневники. И как объяснить каждому, ищущему непременно нечто «эдакое», насколько трагическим было то время, раскрыть обстоятельства и мотивы ее поступков? Мы в своем фильме, в основе которого — архивные документы, шаг за шагом раскрываем жизнь Марины в период с 1917-го по 1922-й. Любой мыслящий, знакомый с творчеством поэта человек сможет сопоставить факты и сделать вывод. После гибели в войну сына Георгия, Мура, ранней смерти в 1970-х после десятилетия лагерей дочери Али, а в начале 1990-х — ухода последней из Цветаевых, сестры Анастасии, у Марины не осталось наследников. Защитить ее имя должны те, кому дорога цветаевская поэзия...
С режиссером согласны писатель Людмила Улицкая, музыканты Алексей Кортнев и Борис Андрианов, артисты Константин Хабенский, Юлия Ауг, Елизавета Боярская, Анатолий Белый (он же — сопродюсер ленты). Последние двое — и исполнители главных ролей в музыкально-драматическом спектакле «1926», в основу которого легла переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком.
— Никому не запрещено обсуждать и размышлять, — считает Константин Хабенский. — Другой вопрос: для чего? Пытаться судить о поступках того или иного поэта с точки зрения нынешней бытовой логики мне кажется несправедливым: поэт живет в другом градусе и эпохе.
Разговор в фильме и со сцены в вечер его премьеры обещан честный и откровенный. А состоится он ровно через 101 год и 1 день после того, как Марина Цветаева записала в дневнике: «Меня презирают — (и вправе презирать) — все. Служащие за то, что не служу, писатели за то, что не печатаю, прислуга за то, что не барыня, барыни за то, что в мужицких сапогах. Кроме того — все — за безденежье».
А мы-то за что ее так?
P.S. В объектив телекамеры компании «Останкино» попал Александр Пушкин. События его личной жизни, как заявляют в Институте русской литературы и Музее-квартире Александра Сергеевича, подаются под соусом «новой пушкинской истории» — в контексте изрядно надоевшего перетряхивания белья. Зачем все это вытаскивается на свет? В угоду публике, что сформировалась в последние пару десятилетий на диване у телевизора. Которая едва ли прочтет вам на память пару пушкинских или цветаевских стихотворений, зато не прочь посмаковать жареные факты из жизни любого — будь то получившая свои пять минут скандальной славы и сгинувшая в неизвестности девица из Иваново или всемирно известный поэт, гордость и боль российской литературы.